pilip_pilipich (pilip_pilipich) wrote,
pilip_pilipich
pilip_pilipich

Последний броненосный

Оригинал взят у sedov_05 в Последний броненосный
12 марта 1910 года в итальянском Ливорно, на верфи Orlando Shipyards на воду был спущен броненосный крейсер Georgius Averov, построенный по заказу Греции.
1 сентября 1911 года со вступлением "Георгиуса Аверов" в строй Греческого Королевского флота,  закончится целая эпоха в мировом военном кораблестроении. Больше никогда не будут строится классические броненосные крейсера. "Аверов" станет самым последним из них. А в настоящее время он единственный сохранившийся из всех построенных представителей этого вида боевых кораблей.




Корабль-музей "Георгиус Аверов" на вечной стоянке в пригороде Афин Палайо Фарило.

К концу 19го века Итальянское Королевство сумело создать мощную судостроительную промышленность и после многочисленных экспериментов 80-90х годов сумела наладить серийный выпуск самых современных боевых кораблей. Однако, финансовые возможности Италии не позволяли ей иметь по настоящему большой флот, поэтому на верфях страны строилось много кораблей по зарубежным заказам.


В 1894 году итальянский конструктор Эдоардо Масдеа разработал проект боевого корабля, промежуточного между броненосным крейсером и эскадренным броненосцем. Крейсером, в последствии получившим название "Джузеппо Гарибальди" заинтересовались в Аргентине и Испании, также три девайса была готова купить и Regia Marina. Самый крупный заказ поступил от аргентинцев. Страна, готовившаяся к войне с Чили за южную часть Патагонии заказала три крейсера и плюс два опционом. Два крейсера заказала Испания. Таким образом, серия из 10 броненосных крейсеров класса "Джузеппе Гарибальди" стала самой большой в истории серией броненосных крейсеров. Благодаря усилиям международных посредников войны между Аргентиной и Чили удалось избежать и заказы на два последних корабля серии оказались сорванными, но тут на помощь подоспел Японский Императорский флот, который и оплатил заказ на два броненосных крейсера, получивших имена "Ниссин" и "Касуга". Заложенные в 1903 последние крейсера типа "Гарибальди" сумели попасть заказчику как раз накануне Цусимского сражения в котором сыграли заметную роль.



Спуск "Георгиуса Аверова" на воду в Ливорно.

Как известно, во время Русско-Японской войны состоялось два генеральных сражения военно-морских сражения: 10 августа 1904 года в Желтом море столкнулись главные силы Японского Императорского флота и Порт-Артурская эскадра ( Бой в Желтом море окончился формально вничью, однако последствия для русских морских сил были катастрофическими), а 27-28 мая 1905 года Вторая и Третья Тихоокеанские эскадры Российского Императорского флота были почти полностью уничтожены японцами в Цусимском сражении.

Не успела Русско-Японская война закончится, как все большие морские державы бросились строить боевые корабли, разработанные, как казалось местным специалистам, на основе уроков Цусимской битвы. И только англичане в лице Лорда Фишера уже строили корабли совершенно нового типа. Лорд Фишер, единственный из кораблестроителей мира, сумел (и успел !) извлечь уроки из Боя в Желтом море, а не стал дожидаться чем вся эта кровавая "Санта-Барбара" закончится. В результате уже в 1906 году Ройал Неви получил невиданный ранее боевой корабль - "Dreadnouth", первое бронированное боевое судно с многочисленными (10 штук) орудиями главного (305мм) калибра. На самом деле проектирование корабля, соответствующего концепции "all-big-gun" велось уже несколько лет, но опыт Боя в Желтом море лег как лыко в строку.



Поясню в чем тут противоречие. Дело в том, что Бой в Желтом море представлял собой артиллерийскую перестрелку на максимальных для того времени дистанциях и в этом бою главную роль играли орудия ГК, которых в то время, как правило, на одном эскадренном броненосце устанавливалось по 4 штуки. Фишер из этого сделал правильный вывод о том, что при столкновении в открытом море двух равных по классу и силам флотов, победит тот, кто сможет обеспечить больший залп орудиями ГК.

В Цусимском же сражении все было не так. Перегруженные углем российские броненосцы ползли как черепахи и позволили адмиралу Того сделать классическое "crossing the T", то есть охватить голову колонны наших броненосцев, после чего японцам было уже несложно выбирать нужные позиции для стрельбы и практически в упор расстреливать наши корабли всем что могло стрелять. В этих условиях колоссальную роль сыграла скорострельная артиллерия СК.

Таким образом, результаты Цусимского сражения сыграли на руку тем кораблестроителям, кто считал , что главное это усиление СК.

Не стала исключением и Италия. Уже летом-осенью 1905 года там были заложены 5 броненосных крейсеров классов "Сан-Джиорджио" и "Пиза". Оба класса имели практически одинаковое вооружение - 4 х 254 мм орудия ГК и 8 х 190 мм орудий СК. Изначально Regia Marina хотела получить 6 таких кораблей, но денег в казне не хватало и задел созданный для строительства последнего, шестого крейсера оказался невостребованным. Но тут возникли посланцы из не менее, чем Италия, солнечной Греции, которым срочно (страна собиралась воевать с Турцией) понадобился хороший современный боевой корабль.


Прибытие "Георгиуса Аверова" в Афины. Сентябрь 1911 года.

Дело было в 1910м и в то время броненосные крейсера еще не считались чем то критически устарелым. В Англии только только построили три линейных крейсера класса "Инвинсибл", но ни у кого ничего похожего не было, да и стоили они как чугунный мост, будучи почти в два раза крупнее броненосных крейсеров типа "Пиза". За будущего "Аверова" итальянцы запросили миллион фунтов стерлингов из которых треть нужно было внести авансом. Таких денег у королевского правительства не было. Тогда на помощь пришли наследники известного греческого предпринимателя и мецената Георгиуса Аверова, того самого, кто профинансировал проведение Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. Они выложили требуемую сумму, но поставили условие - крейсер должен быть назван в честь Аверова. Это условие было принято. Да и вообще - если человеку ставят памятник у входа на Олимпийский стадион в Афинах, то уж крейсер то , чего не назвать ?

Корабль строился очень быстро и уже через полтора года после закладки был сдан заказчику. У "Георгия Аверова" было одно существенное отличие от итальянских крейсеров - вместо 254мм пушек главного калибра он получил 4 английских, фирмы Виккерс-Армстронг, орудия калибра 234 мм.

16 мая 1911 года корабль был передан грекам, которые с плохообученным экипажем отправили его в Великобританию на празднование коронации короля Георга V. Кончился первый поход греческого крейсера плохо. 19 июня у Спитхеда крейсер сел на мель, после чего отправился в сухой док на ремонт. Во время нахождения в Англии экипаж судна сначала устроил массовую драку с местными жителями, а затем организовал мятеж, когда матросам на завтрак как то подали голубой сыр. Ну вообщем, "Потемкин"-лайт во всех отношениях. Стало ясно, что капитан не справляется с экипажем и командовать судном послали личного адъютанта короля греков Георгия I Димитриос Кунтуриодис, человека, пользовавшегося безграничным авторитетом в греческом флоте (в 1908 году он впервые показал военно-морской греческий флаг в портах США, а до того командовал боевыми кораблями во время греко-турецких войн 1886 и 1897 годов). Он наладил дисциплину, получил боезапас и по пути домой неоднократно проводил учебные стрельбы. 1 сентября 1911 года "Георгий Аверов" прибыл на ВМБ греческого флота в Палайо Фарило, а спустя год с небольшим разразилась Первая Балканская война.

До появления "Аверова" флоты Греции и Турции были почти равны по силе. У Греков было три броненосца французской постройки 1880х годов и 4 современных эсминца, а у турок четыре броненосца , два из которых совсем устрали, а два ранее служили в германском флоте и более или менее "свежий" бронепалубный крейсер британской постройки (1903). По совокупности ТТХ "Аверов" был самым мощным боевым кораблем во флотах Балканских стран. Кунтуриодис получил звание адмирала и был назначен командующим греческим ВМФ.

Боезапас у "Аверова" в то время кончился, а другого не было. Англичане сумели доставить необходимые снаряды непосредственно перед выходом "Аверова" в море перед сражением у Элли.


Битва при Элли. 3 декабря 1912 года.

Во время Первой Балканской войны состоялось два генеральных сражения между греческими и турецкими флотами - у Элли (3.12.12) и Лемносе (5.1.13). Оба сражения развивались по одному и тому же сценарию: сначала эскадры сходились для классического линейного боя, потом Кунтуриодис в одиночку на "Аверове" делал "crossing the T" туркам, практически безнаказанно расстреливая флагмана турок "Хайретдина Барбароссу", после чего турки покидали место битвы и прятались под защитой батарей Дарданелл. "Аверов" говоря современным языком был "Матильдой" в топе рэндома с танками третьего уровня. Во время сражения у Лемноса все потери греческой эскадры составили 1 человека получившего травму при заряжании орудия.

В последствии "Аверов" оказался весьма востребованным боевым девайсом. В 1917 Греция вступила в войну с Германией и Турцией и "Аверов" в итоге оказался в Стамбуле, в составе союзных сил. В 1922 "Аверов" осуществлял эвакуацию войск и мирных жителей с западного побережья Турции. Его бывший командир, Димитриос Кунтуриодис стал президентом Греции. В 1935 году в Греции разразилась небольшая гражданская война. В стране поднимали голову монархисты и, чтобы предотвратить реставрацию монархии радикальные республиканцы решили совершить переворот. Вообщем, благодаря тому, что флот (флагманом которого был "Аверов") частично поддержал левые силы , инсургентам удалось быстро захватить все острова в Эгейском море. Однако на суше дела шли никак, мятеж в Афинах провалился, а наступление на севере страны захлебнулось из за нехватки войск и боеприпасов. Вообщем, через несколько месяцев в стране была реставрирована монархия.


"Георгиус Аверов" в годы Второй Мировой войны.

В 1941 году на Грецию напали Германия и Болгария. Оборона малочисленной и уставшей от многомесячных боев с Италией армии была быстро прорвана и командование флота получило приказ взорвать остававшиеся на плаву корабли. Но экипаж "Аверова" (ну наверное дети тех, кто бузил в Англии) в очередной раз подняло мятеж и увел корабль на остров Крит. Известно, что командир судна попал на него "на ходу", по веревочной лестнице, когда корабль уже выходил из Афин. Командиром, кстати, был сын того самого Кунтуриодиса. Благополучно добравшись до Крита, крейсер принял на борт греческое правительство и без каких либо проблем доставил его в Александрию. Затем до конца войны крейсер водил конвои по Индийскому океану. 17 октября 1944 года крейсер вернулся в Афины. До 1952 года он служил штаб-квартирой флота, а затем до 1986 года стоял на приколе в бухте Саламин, пока после капитального ремонта не встал на вечную стоянку в Палайо Фарило.

Всего за время свой службы крейсер принял участие в 5 войнах и 2 мятежах (кроме событий 1935 года, было еще свержение монархии в 1922).

Греческий броненосный крейсер "Георгиус Аверов" не только последний в истории броненосный крейсер принятый в эксплуатацию, но и последний сохранившийся представитель этого класса боевых кораблей.

Tags: История, Корабли
Subscribe

  • Что на этот раз найдет В.В. Путин?

    Истина слов «Собака лает, а караван идет» подтверждалась веками, их сказал великий мудрец и провидец, не удивлюсь, если он был славянином…

  • Отдых в деревне

    Пожалуй самый душевный и неприхотливый отдых. Интернета нет, можно полностью погрузится в окружающий тебя Мир, рассмотреть все детали деревенского…

  • Конное путешествие к подножию Белухи

    Оригинал взят у anton_petrus в Конное путешествие к подножию Белухи Приглашаем принять участие в путешествии по Алтаю, которое будет…

promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…
Comments for this post were disabled by the author