pilip_pilipich (pilip_pilipich) wrote,
pilip_pilipich
pilip_pilipich

Category:

Сергиев Посад. Взгляд сквозь века Ч.II

Оригинал взят у iov75 в Сергиев Посад. Взгляд сквозь века Ч.II
В продолжении поста: Сергиев Посад. Взгляд сквозь века Ч.I



Начало городу Сергиев Посад (он получил статус города только в 1782 г.) положил Троицкий монастырь. Древнее село Клеменьево (оно впервые упоминается в наших летописях в 1446 г., а позднее в жалованной грамоте великого князя Москвского ивана Васильевича 1462-66 гг.)) и Служняя слобода составили основу будущего города. Данные археологии свидетельствуют, что древний слой города формировался вокруг двух культурных центров — Троице-Сергиева монастыря и села Клеменьевского. Отмечу, что село Клеменьевское в XVII в. превосходило, например, соседний Переславль. Не могу не обратить внимание читателя на один интересный факт (связанный с этим селом).


Радонеж. Реконструкция Г.В. Борисевича (с сайта http://www.rusarch.ru)

В литературе традиционно существует устоявшееся мнение, что в древней Руси христианская Церковь жестко преследовала скоморохов (в средневековых документах наряду со скоморохами фигирируют также: «веселые», «гудочники», «рожешники», «медведчики» и др.) и в итоге, уничтожила их благодаря поддержки светской власти (царские указы 1648 и 1657 гг.). Однако была не только культурная борьба, были и компромиссы. В 1983 г., в процессе археологических наблюдений за земляными работами на ул. Кооперативной (бывшей ул. Репная) Сергиева Посада был обнаружен культурный слой мощностью более 3 м, с несколькими ярусами деревянных мостовых, хорошо сохранившихся в сырой глине. На одной из мостовых XVI в. были найдены два музыкальных инструмента: железный варган (по-южнорусски — дрымба) и керамическая черно-лощенная дудочка. Понятно, что эти инструменты принадлежали скоморохам. И хотя древнерусская поговорка и говорит: «поп скомороху не товарищь», мы знаем, что русские скоморохи XV-XVI вв. имели невысокое, но устойчивое положение в тогдашней социальной иерархии. Из документов XVI-XVII вв. узнаем, что православные священники венчали и исповедовали скоморохов, а в вотчинах и сёлах Троице-Сергиева монастыря, скоморохам даже не возбранялось жить. В документе за 1504 г. находим сведения, что в том же селе Клементьевском, принадлежавшем тогда Троице-Сергиевому монастырю, среди прочих стояли и дворы скоморохов: «...во дворе Смыкарь скоморох, во дворе Олешка скоморох ...».

Некрополь Троице-Сергиевой Лавры

Некрополь Троице-Сергиевой Лавры (монастырское кладбище) — одно из древнейших в Московской области. Оно ведет свое начало с конца XIV века. Самое древнее захоронение — гробница великого основателя обители преп. Сергия Радонежского. В XV в. здесь были погребены преп. Никон Радонежский, Симеон и Андрей Радонежские, сыновья Серпуховского князя Владимира Андреевича (Храброго) (1425 г).

Вообще, значимость некрополя Троице-Сергиевой Лавры в историческом и культурном смысле уникальна. Здесь в XV-XVII вв. были захоронены представители царских семейств: Мария Владимировна Старицкая (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого — ливонская королевна (вдова датского принца Магнуса), цари Борис и Федор, а также Мария и Ксения Годуновы (1605, 1622).


В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями — кости и содержимое гробов было перемешено, черепа не сохранились, лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить. Из предметов, обнаруженных в ходе этих раскопок, в экспозиции Троице-Сергиевой лавры находится остроносая, очень маленького размера кожаная туфелька царевны, восстановленная реставраторами.


Представители славных княжеских и боярских семейств: Оболенские (Кашины), Одоевские, Трубецкие, Голицыны, Суздальские, Шуйские, Воротынские, Глинские, Суцкие, Шемячич, Заболоцкие, Хворостинины, Ростовские и т. д. Похоренены здесь и известные руководители первого народного ополчения 1611 г. (в борьбе с польско-литовскими захватчиками) Прокопий Ляпунов (1611) и князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (1625), составитель соборного уложения 1649 г., князь Никита Иванович Одоевский, первый генералиссимус Алексей Семенович Шеин (1700).

Не меньший интерес представляют захоронения представителей монашеской братии. Среди них: богослов и философ Максим Грек (1556), московские митрополиты Феодосий бывальцов (1475), Иосаф Скрипицын (1555), архиепископ Новгородский Серапион (1516), келарь и иконописец Евстафий Головкин, известный путешественник и писатель Арсений (Суханов). В XIX в. в православном сердце России (Троице-Сергиевой Лавре) были похоронены московские митрополиты Филарет (Дроздов) (1867), Иннокентий (Вениаминов) (1879), великий русский писатель А.С. Аксаков. В XX веке — московский митрополит Николай, патриархи московские и всея Руси Алексий I и Пимен.

Нужно сказать, что археологическое изучение некрополя Лавры ведётся более 60 лет. Интересно отметить, что в 2001 г. при земляных работах у алтаря Никоновской церкви было обнаружено самое достоверно древнее надгробие на территории Москвы и Московской области 1480 г. дьяка Василия Беды. Как сообщает Ермолинская летопись, весть великому князю Василию Темному о смерти от яда его врага князя Дмитрия Юрьевича Шемяки в 1453 году принес именно подьячий Василий Беда. Он после этого сразу получил звания дьяка.

Сегодня в коллекции надгробий Троице-Сергиева монастыря, включающей в себя около 300 плит (целых и фрагментов), обращают на себя внимание 9 надгробий XVI-XVII веков. Дело в том, что на них присутсвует особый тип надписей — о «занятом месте» (оно наносилось в нижней части плиты).

Практика установки надгробий на месте будущей могилы самим владельцем подтверждается сведениями, приведенными А.В. Горским (с 1862 года — ректор Московской Духовной Академии) из духовной грамоты князя Фёдора Ивановича хворостинина 1602 г., где сказано: «положить моё грешное тело у Живоначалной Троицы в Сергиевом монастыре, возле отца моего князя Ивана Михайловича, во иноках Иосифа … а на ней написано «место князя Федора Ивановича Хворостинина». Стоит обратить внимание, что «бронирование» мест (понятно, что простолюдинин мог об этом и не мечтать) проводилось на самом почетном участке монастырского кладбища, вблизи главной русской святыни — Троицкого Собора. В коллекции монастырского некрополя есть, например, надгробие Саввы Боташева-Безбородова, на котором погребальная надпись была сделана, видимо, загодя, так как в ней была пропущена дата смерти. Впоследствии дату так и не вписали.

Особый интерес представляет плита Ксении Головкиной. Нижняя надпись сообщает о том, что «забранировано» место было на келаря монастыря Евстафия Головкина (что было, наверное, не лишним, так как в старости монаху, лишившись своей должности, сложнее было претендовать на место на монастырском кладбище). Однако очевидно, что ещё при жизни Евстафия (умер он в 1603 г.) «занятое место», по каким-то причинам, вместе с плитой пришлось уступить родственнице.

Не меньший интерес представляют, погребения с «каменными подушками». Так, к северо-востоку от Трапезной, было вскрыто несколько погребений иноков XVII в., причем в одном из погребений лежал монах в деревянном гробу, а его голова лежала на красноглиняном рельефном печном изразце середины 60-х годов XVII в. с изображением единорога. Причем, на израсце была сделана специальная выемка под голову. По всей видимости, изразец заменял кирпичи, которые были найдены в соседних погребениях под головами покойных иноков. Погребальный православно-христианский ритуал положения в изголовье каменной подушки фиксируется в русских монастырях в Новгороде, Пскове, Старой Рязани, Москве, Гродно и Смоленске с XII-XIV вв. Единично погребение с плоскими камнями в изголовье известны в XVI- начале XVII вв. в Москве и Суздале. Этот древнерусский монашеский обычай подчеркивал аскетизм и праведность погребенного. Более того, агиографическая литература (житийная автобиография, сказание о жизни подвижника) рисует каменную подушку как одно из орудий смирения плоти.


продолжение следует …


Надгробие дьяка Василия Беды. 1480 г.




Надгробие Феодорита-книгохранителя. 1528 г.


Извлечение средневековых надгробий. 1985 г.


Раскопки монастырского некрополя. 2001 г.


Наблюдение за земляными работами у Звонковой башки. 1987 г.


Раскопки монастырского некрополя. 2001 г.
фото с сайта  http://www.rusarch.ru/vishnevsky3.htm

Новые находки надгробий князей Ростовских в средневековом некрополе Троице-Сергиева монастыря (материалы археологических наблюдений 2007 года) В.И. Вишневский

Новые находки белокаменных надгробий XVI-XVII вв. были сделаны во время земляных работ: в западной галерее Трапезной палаты –11 плит (две из них под западной стеной), к северу от Трапезной. Исследования последних лет определили, место некрополя рода Ростовских князей – к востоку от Никоновской церкви, которое было частично застроено зданием Трапезной

читать о находках на http://www1.rostmuseum.ru/publication/historyCulture/2010/7.pdf


Tags: Сергиев Посад
Subscribe
promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…
Comments for this post were disabled by the author