pilip_pilipich (pilip_pilipich) wrote,
pilip_pilipich
pilip_pilipich

Category:

Иконы Спаса

Оригинал взят у edwardjournal в Иконы Спаса
Редко и не редко встречающиеся изображения Христа. Самое время – Троица. Итак. Первое – Христос в Силах. Второе – Христос-Эммануил. Третье – Христос-Благое молчание. Четвертое – Спас Нерукотворный.
Дальше – изображения расположены не по порядку.
Расшифровка.

Христос в Силах или Спас в Силах

img368_10107_big (525x700, 306Kb)
Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.

В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».
Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.
Взято тут: http://mirikon.org/ikonografiya/iis...s/spas_v_silah/
От себя добавлю, что в красном ромбе теснятся серафимы, а синий овал заполнен херувимами.
Спас Эммануил
159963854 (305x400, 172Kb)

По традициям иконописи Иисуса Христа принято изображать в возрасте проповедничества, то есть около 30 лет, и это не случайно. Крещение, проповедь, чудеса и мученическая смерть на кресте с последующим воскресением и вознесением на небеса — именно эти события определяют и догматический, и богословский подтекст изображения Спасителя. Исключение составляют лишь два типа икон. Первый — различные вариации на сюжет Рождества, особенно популярный в западной католической и протестантской культуре. Изображение младенца Христа в яслях, в данном случае, это не столько иконописный образ, сколько элемент художественной композиции, живущей, как жанр, по своим особым законам. Второе исключение объединяет иконы, которые представляют Иисуса Христа в детском или отроческом возрасте и относятся к иконографии «Спаса Эммануила».
Иконография «Спаса Эммануила» основана на отдельных фрагментах библейских текстов и, с точки зрения христианской догматики, неоднозначна. Имя Эммануил, что означает «С нами Бог» впервые встречается в книге ветхозаветного пророка Исайи, где сказано: «Итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил».Можно также отметить слова из Евангелия от Луки, который писал: «И когда он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник». На основании этого текста образ Спаса Эммануила обычно рассматривают как изображение Христа в возрасте 12 лет.
По распространенной версии появление иконографии Спаса Эммануила стало ответом церкви на ересь Нестория, отрицавшего божество Спасителя до Крещения. В противовес этому, каноническая иконография представляет отрока Иисуса в нимбе как символе святости и со свитком, который символизирует учение. В части деталей иконография Спаса Эммануила фактически не имеет отличий от образа Пантократора. Отрок одет в те же царственные одежды, красный гиматий и синий хитон, и даже нимб над его головой имеет особую крестчатую форму. Соответственно, близок и смысл икон: прославление Христа как Царя небесного на земле. Другое значение связано с образом Предвечного Младенца, символизирующего идею предопределенности, исполнения божественного замысла, о котором пророчествовал Исайя.
Взято тут: http://mirikon.org/ikonografiya/iis...s/spas_v_silah/
Спас Благое молчание
100785 (584x700, 136Kb)
Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «Господь Вседержитель … был, есть и грядет», и эта тройственность бытия находит свое отражение в иконографии Спасителя. Большинство икон, включая такие как Вседержитель и Нерукотворный Спас, представляют Христа таким, каким он был на Земле: младенцем, отроком или мужчиной в возрасте проповедничества. Образ «Спаса в силах» отображает Второе пришествие и относится, таким образом, к ипостаси «грядет». Что же касается первой ступени, предвечного бытия Христа, здесь можно выделить редкую иконографию «Ангел Великого совета», известную на Руси по иконе Спаса «Благое молчание».
Ангел Великого совета представляет образ Христа до его воплощения, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», в виде юноши с крыльями за спиной. Ангел изображается в белой далматике, которая символизирует чистоту и бесплотность духа, голову же Его окружает крестчатый или особый восьмиугольный нимб, присущий господу Савоофу. Нимб состоит из двух наложенных друг на друга квадратов красного и черного цвета. Красный цвет знаменует божественность, черный (или зеленый) — непостижимость Творца.
Образ Ангела Великого совета сложился в византийской иконописи и был основан на христологическом толковании пророчества из книги Исайи. Одно из самых известных изображений датировано началом XIV века, и находится в церкви Богородицы Перивлепты, расположенной в Македонии. На фреске Ангел Христос окружен особым сиянием — мандорлой. В руках Спасителя находятся жезл с крестом и развернутый свиток с текстом из пасхального канона Иоанна Дамаскина: «Днесь Спасения миру, яко воскресе Христос, яко всесилен». Рядом изображены фигуры пророков Иезекииля и Аввакума, которому, по преданию, было видение «светоносного ангела».
На Руси образ Ангела Великого совета получил развитие в иконе Спаса Благое молчание, которая представляет поясное изображение Спасителя с восьмиконечным нимбом и сложенными на груди руками. Икона была известна с древних времен, однако широкое распространение она получила в XVIII-XIX веках, став популярной как у староверов, которые ориентировались на древние памятники иконописи, так и у нового сословия богословов, предлагавших разнообразные толкования этого образа.
Считается, что в основе иконографии Спаса Благое молчание лежит идея проповеди, заключенная в пророчестве Исайи, где сказано: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В другом толковании образ символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.
Взято тут: http://mirikon.org/ikonografiya/iis...s/spas_v_silah/
Спас Нерукотворный
original_mirror (481x640, 49Kb)
Считается, что первой христианской иконой стало нерукотворное изображение Христа, которое проявилось на плате (материи), после того как Спаситель отер им лицо. По одной версии чудо произошло во время крестного шествия на Голгофу; плат же Спасителю подала св. Вероника. Другая легенда гласит, что образ был специально запечатлен для правителя древней Эдессы царя Авгаря после того, как направленный им художник по имени Аннаний не смог написать Христа, лик которого утопал в ярком сиянии.
Так или иначе, евангельский плат лег в основу обширной иконографии, которая получила широкое распространение во всем христианском мире. Первые русские иконы Нерукотворного Спаса, дошедшие до наших дней, относятся к XII веку. Впоследствии лик Иисуса Христа, изображенный на белом и золотом поле, либо на плате, написанном драпировками, стал в числе наиболее популярных икон, которые имелись фактически в каждом доме. В различных изводах образ имеет такие названия как «Спас на плате», «Спас на убрусе», «Спас Мокрая брада», «Спас Вероники» и «Мандилион». Последние два относятся к католической иконографии, которая отличается тем, что вокруг головы Христа изображается терновый венец.
Взято тут: http://mirikon.org/ikonografiya/iis...s/spas_v_silah/
От себя добавлю, что убрус и платок отличаются. Платок – маленький, скромный, без полосок. Убрус – большое полотнище, со множеством складок и полосками.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Размещено с помощью приложения Я - фотограф

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/profil\

Subscribe

  • Roma

    Оригинал взят у mitrofanova_m в Roma Немного Рима, снятого на бегу. 2 3 4 5 6 7 8 9 10…

  • Римские фотоканикулы

    Оригинал взят у alexsalo в Римские фотоканикулы Предлагаю вашему вниманию некоторые фотографии Рима из нашего путешествия по Европе.…

  • Мой Рим

    Оригинал взят у ser_giornale в Мой Рим В этом посте нет множества фотографий Рима, Вы и так их видели или можете без труда найти в сети.…

promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…
Comments for this post were disabled by the author