?

Log in

No account? Create an account
Бесподобно

pilip_pilipich

Записки профессора Преображенского

- Примус. Признание Америки. МОСКВОШВЕЯ. Примус.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Профессор
pilip_pilipich

Биография в датах. Часть 5. Булгаков (1936-1940)

1936 г.
6 января - Булгаков читает пьесу "Александр Пушкин" руководителям Большого театра - директору В. И. Мутных, заместителю директора Я. Л. Леонтьеву, а также дирижеру А. Ш. Мелик-Пашаеву и композитору Д. Д. Шостаковичу. Возникает мысль о создании оперы о Пушкине с булгаковским либретто и музыкой Шостаковича.
16 января - Булгаков заканчивает перевод пьесы Мольера "Скупой".
28 января - публикация в "Правде" редакционной статьи "Сумбур вместо музыки" с резкой критикой оперы Д. Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Вопрос о написании им музыки к опере о Пушкине отпадает.
5 февраля - первая генеральная репетиция "Мольера" во МХАТе.
6 февраля - у Булгакова возникает замысел пьесы о Сталине.
9 февраля - вторая генеральная репетиция "Мольера" в Художественном театре.
11 февраля - закрытый просмотр "для пролетарского студенчества" спектакля "Мольер" во МХАТе.
15 февраля - генеральная репетиция "Мольера" с публикой. В многотиражке МХАТа "Горьковец" публикуется интервью с Булгаковым о пьесе "Мольер" под названием "Он был велик и неудачлив".
16 февраля - премьера "Мольера" в Художественном театре.
21 февраля - общественный просмотр спектакля "Мольер" во МХАТе.
Конец февраля - начало марта - продолжение репетиций пьесы "Иван Васильевич" в Театре сатиры. Серия отрицательных рецензий в прессе на мхатовскую постановку "Мольера". Прекращение съемок фильма М. С. Каростина "Ревизор" по булгаковскому сценарию.
4 марта - объявление в газетах конкурса на школьный учебник по истории СССР. Булгаков решает принять в нем участие.
5 марта - начинает работу над "Курсом истории СССР",
9 марта - в "Правде" появляется статья "Внешний блеск и фальшивое содержание", направленная против мхатовской постановки "Мольера". Снятие "Мольера" с репертуара. Спектакль успел пройти семь раз.
16 марта - публикация в газете "Советское искусство" интервью друга Булгакова артиста МХАТа М. М. Яншина "Поучительная неудача" с критикой постановки "Мольера". Булгаков разрывает отношения с Яншиным.
Конец марта - апрель - работа Булгакова над поправками к пьесе "Иван Васильевич". Нападки в прессе на репетирующийся в Театре им. Евг. Вахтангова спектакль "Александр Пушкин". Продолжение работы над "Курсом истории СССР", который так и не был завершен.
11 мая - Булгаков участвует в просмотре "Ивана Васильевича" в Театре сатиры.
13 мая - генеральная репетиция "Ивана Васильевича" в Театре сатиры, во время которой пьеса запрещается к представлению.
19 мая - Булгаков отвергает требования Театра им. Евг. Вахтангова внести изменения в текст пьесы "Александр Пушкин". Заключает договор с МХАТом на вольный перевод (в духе "Полоумного Журдена") пьесы Шекспира "Виндзорские проказницы" и начинает работу над переводом.
31 мая - Булгаков с женой уезжают в Киев на гастроли МХАТа.



4 июня - присутствует в Киеве на мхатовском спектакле "Дни Турбиных".
12 июня - возвращение Булгаковых в Москву.
16 июня - композитор Борис Владимирович Асафьев предлагает Булгакову написать либретто оперы "Минин и Пожарский".
7 июня - договор Булгакова с Большим театром на либретто оперы "Минин и Пожарский".
Вторая половина июня - июль - Булгаков живет на даче в Загорянке под Москвой. Начинает последнюю тетрадь дополнений к рукописному тексту "Мастера и Маргариты". Пишет либретто "Минин и Пожарский" и 23 июля посылает его Б. В. Асафьеву.
27 июля - Булгаков с женой уезжает в Синоп под Сухуми в Абхазии.
Август - продолжение работы над переводом "Виндзорских проказниц", в который решено включить также фрагменты другой шекспировской пьесы "Генрих IV".
Конец августа - приезд в Синоп режиссера МХАТа Н. М. Горчакова, пытавшегося уговорить Булгакова дописать две-три новые картины к пьесе "Мольер". Решительный отказ Булгакова: "Запятой не переставлю". Требование Горчакова, чтобы при переводе "Виндзорских проказниц" Булгаков следовал его указаниям. Булгаков заявляет, что отказывается от работы над переводом "Виндзорских проказниц" и отвергает заверения завлита МХАТа П. А. Маркова, что театр может охранить булгаковский перевод от посягательств Горчакова. После прекращения работы над переводом Булгаковы уезжают в Тифлис, а оттуда - во Владикавказ. 1 сентября - возвращение Булгаковых в Москву.
14 сентября - предложение художественного руководителя Большого театра дирижера С. А. Самосуда Булгакову написать либретто оперы о боях на Перекопе в 1920 г. На замечание драматурга, что он думает уходить из МХАТа, Самосуд предлагает взять его на работу в Большой театр.
15 сентября - отказ Булгакова от работы во МХАТе и продолжения перевода "Виндзорских проказниц".
1 октября - Булгаков подписывает договоры о поступлении в Большой театр либреттистом-консультантом и о создании либретто оперы "Черное море" (на тему о Перекопе) для композитора С. И. Потоцкого. По договору Булгаков обязан ежегодно писать по одному либретто для Большого театра.
Октябрь - ноябрь - работа над либретто оперы "Черное море".
23 ноября - Булгаков делает наброски либретто оперы "О Владимире" на сюжет из жизни киевского князя Владимира Святого. Развития эта тема в булгаковском творчестве не получила.
26 ноября - Булгаков у себя дома читает два акта либретто "Минин и Пожарский" писателям Илье Ильфу и Евгению Петрову и драматургу Сергею Ермолинскому. Начало работы над "Театральным романом (Записки покойника)".
Декабрь - Е. С. Булгакова записывает устные шуточные булгаковские рассказы о Сталине и его приближенных.

1937 г.
Начало февраля - Главрепертком приостанавливает работу вахтанговцев над пьесой "Александр Пушкин".
Середина февраля - композитор Е. В. Петунин предлагает Булгакову написать для него либретто оперы о Петре I.
13 февраля - Булгаков сообщает Б. В. Асафьеву о предложении Е. В. Петунина и спрашивает, по-прежнему ли Асафьев рассматривает историю Петра как возможную тему для одной из своих опер (о своем желании создать оперу о Петре Великом композитор сообщил в письме Булгакову от 12 декабря 1936 г.)
16 февраля - Б. В. Асафьев пишет письмо Булгакову, где просит делать "Петра обязательно со мной".
18 марта - Булгаков завершает первую редакцию либретто "Черное море".
20 марта - либретто "Черное море" сдано в Большой театр. Булгаков пишет новый вариант "Автобиографии".
Конец марта - завершение второй редакции либретто "Минин и Пожарский" и работа Булгакова над его постановкой в Большом театре.
22 марта - иск Харьковского театра русской драмы о возврате денег по заключенному в конце сентября 1935 г. договору на пьесу "Александр Пушкин" на том основании, что она не значится в списке разрешенных пьес.
2 апреля - Булгаков получает в Главреперткоме справку о том, что пьеса "Александр Пушкин" была разрешена к постановке Театру им. Евг. Вахтангова, но что "Комитет приостановил работу над ней". Булгаков выигрывает в Московском городском суде дело у Харьковского театра русской драмы.
7 апреля - вызов Булгакова в ЦК партии и его беседа с сотрудником ЦК А. И. Ангаровым о судьбах пьесы "Александр Пушкин" и либретто "Минин и Пожарский".
Апрель - май - Булгаков читает друзьям главы "Театрального романа".
Весна - лето - переписка с братом Н. А. Булгаковым по поводу парижской постановки " Зойкиной квартиры" и авторских прав на булгаковские произведения за границей.
7 июня - начало работы Булгакова над либретто оперы "Петр Великий" для композитора Б. В. Асафьева.
Июнь - режиссер Театра им. Евг. Вахтангова В. В. Куза предлагает Булгакову заняться инсценировкой романов "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса или "Нана" Эмиля Золя.
Июнь - июль - Булгаков работает над либретто "Петр Великий".
Вторая половина июля - первая половина августа - Булгаков с женой отдыхают на даче в Богунье под Житомиром на Украине по приглашению отдыхавшего там же на даче своих родственников Тарасовичей актера МХАТа В. А. Степуна. На обратном пути Булгаковы больше недели прожили в Киеве.
14 августа - возвращение в Москву. 13 сентября - Булгаков завершает либретто "Петр Великий".
17 сентября - сдает либретто "Петр Великий" в Комитет по делам искусств.
22 сентября - получает замечания главы Комитета по делам искусств П. М. Керженцева на либретто "Петр Великий".
26 сентября - 1 октября - Булгаков правит вторую редакцию пьесы "Бег", экземпляр которой запросили в Комитет по делам искусств.
4 октября - Булгаков обсуждает с Я. Л. Леонтьевым возможность переделать свою инсценировку "Войны и мира" в оперное либретто "1812 год".
7 октября - Булгаков начинает работу над либретто оперы "1812 год". Дело не продвинулось дальше первоначальных набросков.
11 октября - актер и режиссер Театра им. Евг. Вахтангова А. И. Горюнов предлагает Булгакову сделать для вахтанговцев либо инсценировку "Дон Кихота" М. Сервантеса, либо пьесу об А. В. Суворове.
Ноябрь - работа Булгакова над романом "Мастер и Маргарита".
3 декабря - Булгаков заключает договор с Театром им. Евг. Вахтангова на инсценировку "Дон Кихота".
8 декабря - начинает работу над инсценировкой "Дон Кихота".
14 декабря - Булгаков вызван к П. М. Керженцеву, который просил сделать поправки в либретто "Минин и Пожарский", а насчет инсценировки "Дон Кихота" сказал, что "надо сделать так, чтобы чувствовалась современная Испания".
Ноябрь - декабрь - Булгаков правит текст оперного либретто "Иван Сусанин", написанный поэтом Сергеем Митрофановичем Городецким.

1938 г.
29 января - Булгаков с женой присутствуют на первом исполнении Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича в Московской консерватории.
4 февраля - Булгаков пишет письмо Сталину с просьбой облегчить положение драматурга Николая Робертовича Эрдмана, которому было запрещено жить в Москве. Письмо не имело последствий.
Зима - весна - Булгаков делает дополнения к либретто "Минин и Пожарский" и интенсивно работает над романом "Мастер и Маргарита".
2 мая - Булгаков читает три первых главы "Мастера и Маргариты" Н. С. Ангарскому, который говорит о невозможности напечатать роман.
В ночь на 23-е мая - Булгаков заканчивает последнюю рукописную редакцию "Мастера и Маргариты".
26 мая - 24 июня - перепечатка рукописи "Мастера и Маргариты" сестрой Е. С. Булгаковой Ольгой Сергеевной Бокшанской и правка романа Булгаковым.
25 июня - Булгаков уезжает к семье в г. Лебедянь, где Е. С. Булгакова с сыном Сергеем живет с 26 мая в доме счетовода В. И. Андриевского.
22 июля - Булгаков возвращается в Москву.
Конец июля - август - пишет инсценировку "Дон Кихота", параллельно занимается испанским языком, чтобы читать роман Сервантеса в оригинале.
4 сентября - чтение Булгаковым инсценировки "Дон Кихота", сначала друзьям, а позднее, в ночь на 5 сентября - пришедшим к нему домой актерам и режиссерам Театра им. Евг. Вахтангова.
9 сентября - завершение перепечатки инсценировки "Дон Кихота". Визит к Булгакову завлита МХАТа П. А. Маркова и сотрудника литературной части МХАТа В. Я. Виленкина с предложением писать пьесу о Сталине для Художественного театра.
12 сентября - чтение Булгаковым у себя на квартире инсценировки "Дон Кихота" вахтанговцам.
22 сентября - предложение руководства Большого театра Булгакову сделать либретто оперы по рассказу Ги де Мопассана "Мадмуазель Фифи" для композитора Исаака Осиповича Дунаевского.
23 сентября - начало работы Булгакова над либретто оперы по "Мадмуазель Фифи", получившем название "Рашель".
Сентябрь - начало сбора материала для пьесы о Сталине.
8 октября - Булгаков завершает работу над инсценировкой "Дон Кихота".
23 октября - публикация в "Правде" статьи П. А. Маркова о МХАТе без упоминания имени Булгакова и пьесы "Дни Турбиных". По утверждению секретаря дирекции МХАТа и личного секретаря В. И. Немировича-Данченко О. С. Бокшанской, имя Булгакова и название его пьесы вычеркнули из статьи Маркова уже в редакции "Правды". Вторая половина октября - к юбилею МХАТа Булгаков пишет сценарий шуточного приветствия от Большого театра - "Юбилейное заседание".
31 октября - 2 ноября - Булгаков в Большом театре готовит шуточное "Юбилейное заседание" в честь МХАТа.
3 ноября - Булгаков выступает в приветствии "Юбилейное заседание" Большого театра МХАТу в Доме актера.
5 ноября - слух о прохождении инсценировкой "Дон Кихота" цензуры.
9 ноября - Театр им. Евг. Вахтангова дает подтверждение разрешения Главреперткомом инсценировки "Дон Кихота", оказавшееся ложным.
10 ноября - Булгаков читает инсценировку "Дон Кихота" в Театре им. Евг. Вахтангова театральной труппе.
Осень - зима - работа Булгакова над либретто "Рашель", инсценировкой "Дон Кихота" и романом "Мастер и Маргарита". Трансляция по радио оперы "Минин и Пожарский".
27 декабря - новая редакция булгаковского "Дон Кихота" поступает в Главрепертком. 1939 г.
2 января - публикация Булгаковым в многотиражке Большого театра "Советский артист" юмористического репортажа "Детский рассказ".
17 января - инсценировка "Дон Кихота" разрешена Главреперткомом.
Январь - Булгаков работает над либретто "Рашель" и пьесой о Сталине, получившей в конце концов название "Батум".
26 марта - заканчивает либретто "Рашель".
Январь - апрель - правит роман "Мастер и Маргарита".
Начало апреля - начинаются репетиции "Дон Кихота" вахтанговцами, но вскоре прекращаются.
26 апреля - 14 мая - Булгаков читает полный текст "Мастера и Маргариты" своим друзьям.
18 мая - возникновение у Булгакова замысла пьесы "Ричард Первый" (другое название - "Ласточкино гнездо"). Замысел не был реализован из-за болезни и смерти драматурга.
28 мая - зарождение у Булгакова замысла оперного либретто по сказке Ганса Христиана Андерсена "Калоши счастья". Замысел не осуществился.
9 июня - беседа Булгакова в дирекции Художественного театра о содержании пьесы "Батум" и условиях договора на нее. Обещание директора МХАТа Г. М. Калишьяна к концу года добиться получения Булгаковым четырехкомнатной квартиры большей площади, чем имеется у него сейчас. Обещание не было выполнено.
15 июня - Булгаков заключает договор с МХАТом на пьесу "Батум".
2 июля - чтение драматургом артистам МХАТа фрагментов пьесы "Батум". Присутствовавший на чтении, происходившем в булгаковской квартире, артист Н. П. Хмелев, рассчитывающий на роль Сталина, рассказал, согласно записи Е. С. Булгаковой, что "Сталин раз сказал ему: хорошо играете Алексея. Мне даже снятся ваши черные усики (турбинские). Забыть не могу".
11 июля - Булгаков читает "Батум" в Комитете по делам искусств.
24 июля - завершает работу над "Батумом" и отдает текст в Художественный театр.
27 июля - чтение Булгаковым пьесы "Батум" во МХАТе.
14 августа - отъезд Булгакова вместе с женой во главе постановочной бригады МХАТа в Грузию для работы над пьесой "Батум". Возвращение Булгаковых в Москву после телеграммы, отменяющей поездку. На обратном пути и в Москве Булгаков почувствовал резкое ухудшение зрения - первый признак нефросклероза.
19 августа - Булгаков начинает занятия итальянским языком.
26 августа - предложение С. А. Самосуда сделать из "Батума" оперу.
27 августа - предложение представителя киностудии "Союздетфильм", еще не знающего о запрете "Батума", написать на основе этой пьесы киносценарий. Г. М. Калишьян подтверждает, что все материальные обязательства по договору о "Батуме" МХАТ выполнит и деньги можно получить когда угодно.
8 сентября - предложение Г. М. Калишьяна Булгакову заключить договор с МХАТом на новую пьесу или инсценировку тургеневских "Вешних вод".
10 сентября - Булгаков с женой уезжают в Ленинград.
11 сентября - новое резкое ухудшение зрения у Булгакова.
15 сентября - возвращение Булгаковых в Москву. Консилиум врачей подтверждает поставленный в Ленинграде диагноз: гипертонический нефросклероз.
4 октября - начало диктовки Булгаковым жене последних исправлений текста "Мастера и Маргариты" .
10 октября - составление Булгаковым доверенности жене на ведение всех дел и завещания.
14 октября - Е. С. Булгакова официально получает доверенность на ведение дел мужа.
18 октября - звонок Булгакову секретаря Союза Советских писателей Александра Александровича Фадеева с обещанием навестить больного писателя.
24 октября - Художественный совет МХАТа одобряет предстоящую постановку пьесы "Александр Пушкин".
11 ноября - первый визит к Булгакову А. А. Фадеева.
16 ноября - Булгаков заключает договор с ленинградским Большим драматическим театром на постановку инсценировки "Дон Кихота".
18 ноября -18 декабря - Булгаков находится на лечении в подмосковном санатории Барвиха. Временное улучшение состояния здоровья, восстановление зрения.
Конец года - выход в ленинградском "Гослитиздате" (это издательство поглотило ликвидированное в 1938 г. издательство "Academia") третьего тома собрания сочинений Мольера с булгаковским переводом пьесы "Скупой".

1940 г.
6 января - Булгаков делает записи к задуманной ранее пьесе "Ричард I" ("Ласточкино гнездо"), но прекращает работу из-за болезни.
22 января - Булгаков подписывает договор с МХАТом на постановку пьесы "Александр Пушкин".
13 февраля - Булгаков последний раз диктует поправки к тексту "Мастера и Маргариты".
24 февраля - по письму Булгакова, указавшего на нарушение договорных сроков постановки "Дон Кихота" - к 1 января 1940 г., Театр им. Евг. Вахтангова выплачивает ему неустойку и заключает новое соглашение, где крайним сроком сдачи спектакля указано 1 апреля 1941 г. (премьера "Дон Кихота" у вахтанговцев состоялась 8 апреля 1941 г.)
Февраль - начало марта - дежурство у постели Булгакова его друзей и близких. Визиты А. А. Фадеева, излагавшего планы поездки Булгакова на юг Италии для лечения.
4 марта - согласно записи Е. С. Булгаковой, этот день проходит так: "Утро. Проснулся... Потом заговорил: "Я хотел служить народу... Я хотел жить в своем углу... (Сергею Шиловскому) Ты знаешь, что такое рубище? Ты слышал про Диогена? Я хотел жить и служить в своем углу... я никому не делал зла..."







promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.