pilip_pilipich (pilip_pilipich) wrote,
pilip_pilipich
pilip_pilipich

Categories:

Дорога жизни. Индигирка.

Оригинал взят у karpukhins в Дорога жизни. Индигирка.
Северо-Восток России огромнейшая территория, практически лишённая дорог, зато здесь очень развита речная сеть. Не сказал бы, что реки с успехом заменяют дороги, но в таком качестве точно используются. Причём не только летом, во время навигации, но и зимой, когда продолжительные и довольно сильные морозы сковывают эти реки льдом. Вот тогда по льду этих рек прокладывают зимники или зимние дороги, которые существуют только зимой. Причём зачастую используются реки, на которых как раз летняя навигация и невозможна вовсе. То есть зимой в плане транспортного использования, реки даже более востребованы. Не исключение в этом смысле и река Индигирка, на берегах которой расположено несколько довольно крупных и не очень крупных, посёлков. Ключевой посёлок здесь, конечно, Усть-Нера, которая стоит на пересечении сухопутной и круглогодичной Колымской трассы с Индигиркой. Здесь даже мост есть через реку. Отсюда и начинается зимник по Индигирке, по которому можно доехать вплоть до Чокурдаха, крупного посёлка в самых низовьях Индигирки, от Усть-Неры до него 1120 километров. Кстати, по Индигирке летом существует и навигация, правда, лишь отдельными участками. От Усть-Неры можно доехать по воде не ниже Тюбеляха. Дальше река входит в тесное горное ущелье хребта Черского и здесь уже откровенно спортивная река, с порогами и всеми прочими атрибутами. Эту часть реки иногда называют "Индигирской трубой" не только за её узость, но и за то, что тут не редкость сильные ветра. В нижней части Индигирка судоходна от устья и вплоть до Хонуу, правда, здесь навигация тоже очень зависит от уровня воды в реке. Но это летняя тема и по летней Индигирке мне ходить приходилось на спортивном катамаране, а вот теперь пришлось пройти там же, но уже по зимнику на грузовиках с дальнобойщиками. Как мы добирались от Якутска до Усть-Неры рассказал в прошлый раз, теперь расскажу о дальнейшей дороге по индигирскому зимнику от Усть-Неры до Хонуу.


В начале индигирского зимника.



В Усть-Неру мы прибыли лишь на четвёртый день после старта в Якутске, проехав за это время с большими приключениями тысячу километров. От Усть-Неры до Хонуу нам осталось всего 320 километров, но ещё подъезжая к Усть-Нере мы знали, что пока что вряд ли уедем дальше. Колымская трасса дорога длинная, но дальнобойщики народ сплочённый и информация по дороге расходится без проблем. Так что мы уже знали, что зимник по Индигирке закрыт на неопределённое время из-за очередной "наледи", вот как раз там, в "Индигирской трубе". Что такое здесь наледь? Это вполне заурядное явление, которое на подобных зимниках очень отравляет жизнь. Наледь здесь, этот когда поверх льда начинает выходить вода, причём это не зависит от того, насколько низкие температуры в это время. Да хоть минус шестьдесят. Сложность ситуации зависит от того, насколько много воды вышло, какой глубины и какие площади занимают эти наледи. На момент нашего прибытия в Усть-Неру, кроме наших двух, в посёлке болталось ещё несколько грузовиков, не знающих что же предпринять, новости с реки приходили неутешительные. Кроме того, по слухам, в Тюбеляхе, посёлке, расположенном ниже по реке прямо на подступах к тому самому проблемному месту, скопилось уже приличное количество машин. Некоторые из них возвращались обратно, принося крайне неутешительные новости. Наледь местами хотя и замерзает, но продолжает занимать всё большие площади. Прошла и пара отчаянных транспортов, пробившихся таки через эту наледь. На дисках их колёс и рамах можно было видеть толстый слой льда. Но это были не гружёные машины и без прицепов. Нам они чётко сказали - не суйтесь, не пройдёте. Так что остались мы в тот день ночевать на окраине Усть-Неры, коротая очередную ночь в ставших уже привычными кабинах наших Уралов. И весь следующий день провели тут же. Да, был ещё один вариант. Есть тут дорога в обход, через Сасыр. Она гораздо более длинная, чем по Индигирке и многие решили ехать по ней. Но наши водители, да и все, кто в теме, глядя на наши машины с прицепами, кивали в сомнениях головой и в один голос утверждали, что уж лучше ждать здесь, чем ехать через Сасыр, там такое... Да уж, ещё раз уронить вездеход нам совсем не хотелось и кран по той дороге уж точно не найти, в случае чего. Так что ещё день мы в Усть-Нере проторчали, здесь хоть мобильная связь есть. Но другим утром всё же решили ехать в Тюбелях, несмотря на неутешительные новости, чтобы быть поближе к основному месту событий.


Трудно было поверить, что вот теперь я еду по реке, по которой менее двух лет назад плыл. Тогда всё выглядело совсем не так. Просто до неузнаваемости.











Но вот это местечко трудно не узнать. Это вход в Подкову, большую петлю на реке. Снимал летом вот с той горушки впереди. Как оно оттуда выглядит летом можно посмотреть по ссылке.





Однако ситуация впереди нас очень беспокоила. Обнадёживала, конечно, пока ещё достаточно низкая температура по ночам. Когда стояли в Усть-Нере градусник показывал к утру до минус сорока. Это давало надежду, что вышедшая на поверхность вода замёрзнет достаточно для того, чтобы образовать слой льда, способный выдерживать тяжёлые грузовики. Но пока новости не утешали. Особо беспокоил вездеход. Этот груз мешал больше всего. Если провалимся всерьёз где-то в наледи или завалимся набок, то можем потерять ценный груз насовсем. Вмёрзнет где-нибудь в лёд наш новенький вездеход и пиши пропало. Как его потом вытаскивать в этом труднодоступном месте? Вот поэтому и решили один риск сменить на другой. То есть снять вездеход с грузовика и ехать на нём дальше своим ходом. Нашим водилам существенное облегчение, а вездеходу лёд уже не такой толстый требуется. Но для того, чтобы поставить вездеход на землю, опять же требуется кран. В Тюбеляхе, куда мы сейчас едем, вроде бы такой техники нет. Единственная возможность найти кран есть в Хатыннахе, нежилом уже старательском посёлке, где всё же базируется артель. От Хатыннаха до Хонуу остаётся ещё примерно 180 километров, которые придётся нашему тягачу пройти своим ходом. И старатели на самом деле помогли. Спасибо им.



Хатыннах.





Вот только техника эта новая, не объезженная, сюрпризы могли быть любые. К тому же, кто его поведёт? Я человек совершенно не технический, одна надежда на Михаила, который к технике расположен, но на вездеходах тоже не работал, однако был небольшой опыт работы на трелёвщике.



Пришлось осваивать технику на ходу. Немного почитали книгу, которую нашли в бардачке, разобрались вроде куда какое масло заливать и куда тосол, за какие рычаги дёргать. Хорошо ещё, что все баки были заправлены в Якутске и масло было куплено там же. Да так вдвоём и поехали, а весь остальной груз уже без нас. Не обошлось и без сюрпризов. Техника ведь российская, постоянно что-то приходилось подтягивать, что-то всё время хотело отвалиться. Но самое неприятное, обнаружили откровенный брак, насос который гонит масло к вентилятору оказался с трещиной. Ехать можно, но двигатель греется и надо иногда делать остановки, чтобы остывать. Но пока едем только до Тюбеляха, дальше может быть завтра.



Ночевалии мы в Тюбеляхе, он же Чумпу-Кытыл.



Деревня совсем небольшая, но на удивление тут неплохая столовая. Понятное дело, практически единственный клиент это дальнобойщик. А их тут сейчас скопилось немало.



Тюбелях.



Вот и лошадки мохнатые, настоящие якутские.



Машин в Тюбеляхе действительно скопилось немало, все едут в Хонуу или дальше в Белую Гору, а кто-то даже в Чокурдах. Вернее, мечтают  ехать, но чуть дальше по реке разлилась наледь и теперь все ждут какого-то улучшения ситуации. А наступит ли оно?

Ночевали на окраине Тюбеляха. На этот раз даже прямо в вездеходе. Вебаста - система обогрева, оказалась вполне на уровне, ночью совершенно не замёрзли.


Утром мимо проследовала большая колонна лёгких машин на Хонуу. Настроены люди были вполне оптимистично, вроде наросло там 15 сантиметров льда, должен выдержать лёгкую технику. Вот интересно, может быть и наш вездеход выдержит? Вес его всего лишь пять тонн.


Немного погодя, к наледи поехали и мы, то есть мы на вездеходе и наши два грузовика. Нужно на месте посмотреть ситуацию.



Однако даже ещё не дойдя до основного препятствия наши грузовики влезли в незапланированную, тренировочную наледь. Можно сказать, для разминки. Здесь, правда, под слоем льда воды было совсем немного.


Чуть позднее подъехали к тому самому месту, где река входит в тесное ущелье хребта Черского или к началу Индигирской трубы. Это место, то есть сам вход в ущелье, в народе почему-то называют Анка. Когда проходил тут летом, не знал об этом названии, но именно здесь нас застало начало наводнения. Тогда мы встали на стоянку на высокой и обширной косе, которая потом превратилась в остров, а на другой день и этот остров начал уходить под воду. Пришлось срочно отсюда уходить. Но теперь  зима, хотя уже всё таки весна и здесь как раз начинается участок с наледью. В начале наледи застали несколько грузовиков, проходящих участок открытой воды. Температура воздуха на тот момент была около двадцати минус. С наледями можно бороться двумя способами, пассивным и активным. В первом случае нужно ждать ровно столько, сколько потребуется для того, чтобы вышедшая над коренным льдом вода замёрзла настолько, чтобы слой льда выдерживал вес транспорта. Но обычно терпения людям не хватает, да и времени тоже и народ начинает ломать лёд. То есть находится кто-то, кто своей машиной ломает образовавшийся на наледи слой льда, а за ним уже быстренько едут другие, пока на этом участке вновь не образовался лёд. Здесь очень важно не только то, насколько мощный слой льда приходится ломать, но и насколько глубока вода между верхним слоем льда и коренным льдом. Если слишком глубоко, то остаётся только ждать. Довольно часто случается, что машина проваливается так, что уже и не выехать. Тогда её начинают вымораживать. То есть ждут, когда она окончательно вмёрзнет в лёд и потихоньку начинают этот лёд вокруг долбить. Так образуется глубокая яма во льду, из которой потом машину достанут. Может быть. Здесь главное опять же проявить терпение и не пустить в эту яму снова воду. Такие вымораживания занимают обычно много-много дней. А ещё бывает, что под слоем льда образуются воздушные пустоты, куда тоже проваливаются машины. Такие уж тут страсти и транспорта здесь погибло немало и вместе с грузом тоже.



Здесь уже лёд продолбили и грузовики спешат уйти дальше. Но впереди ещё много таких участков. Тут ещё полынья не такая большая и вода совсем не глубокая.











Эта лужа быстро вновь замёрзнет, хотя течение довольно шустрое.



Местами лёд очень даже красивый.



Вот куда-то туда, где теснятся горки, река и уходит, значит туда нам и ехать.







Чуть позднее подъехали и наши грузовики. Бакунов старший - водитель опытный и осторожный. Пока он не спешит соваться и решил ещё ждать какое-то время, пока лёд не прирастёт. А нашему вездеходу пятнадцати сантиметров льда оказывается вполне достаточно. Поэтому здесь решили разделиться. Мы едем дальше, наши грузовики будут смотреть на обстоятельства и дожидаться более крепкого льда.





Чуть ниже Анки мы подошли к очень приметному месту, где в Индигирку впадает левый приток Мольджогойдох. Тогда в летней экспедиции мы очень плодотворно поработали на Мольджогойдохе. Но теперь всё выглядело совсем не так. Как здесь всё выглядит летом можно увидеть здесь и здесь.



Вершинка этой скалы была одной из съёмочных точкек в летней экспедиции 2013-го года.



Тогда летом здесь всё было заполнено мутной водой наводнения, а теперь вот такой симпатичный ледопад.





Ещё несколько ниже Мольджогойдоха нам встретилась большая группа грузовиков, скопившихся перед очередной полыньёй. Здесь лужа была гораздо более серьёзная и здесь машины перетаскивал через неё мощный тягач.











На трассе народ тусуется, в основном, знакомый друг другу. К Мише подошли момские ребята, пожаловались что уже третий день бьются в этом месте, да ещё несколько дней потратили на дорогу от Якутска, так что еда уже закончилась. Миша тогда достал из мешка сосиски, которые вёз для своего магазина и поделился с голодающими.



Дорожники, конечно, обслуживают эту трассу, но их возможности далеко отстают от реальных условий.


И всё же для нашего вездехода река в тот день оказалась проходимой, мы нигде почти не провалились и уже по темноте вышли из гор к местечку Тыллах, что означает ветренный. Здесь дорога уходит от реки и дальше идёт по суше. И почти тут же, будто салют в честь нашего выхода из опасного участка дороги на небе полыхнуло полярное сияние. Слабенькое, но всё же. Мы в тот момент как раз ехали по льду замёрзшего озера и естественно остановились, чтобы поснимать, хотя откровенно было совсем уже не до того, да и морозец придавил.









Лишь только к утру мы наконец-то доехали до Хонуу. И лишь только через двое суток мы дождались наши грузовики и весь остальной груз.

PS. Эта трудная дорога закончилась, но когда заканчивается одна дорога, обязательно начинается другая. И теперь нам предстоит доставить уже другой груз туда, куда нет дорог вообще.

Первая часть повествования. Дорога жизни. Колымская трасса.

Tags: Колыма
Subscribe

promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…
Comments for this post were disabled by the author