?

Log in

No account? Create an account
Бесподобно

pilip_pilipich

Записки профессора Преображенского

- Примус. Признание Америки. МОСКВОШВЕЯ. Примус.


Previous Entry Share Next Entry
Бесподобно
pilip_pilipich

Дороги Чукотки

Оригинал взят у basov_chukotka в Дороги Чукотки
LFR_6240


Прочитал комментарии ко вчерашнему посту и удивился, о дорогах Чукотки  я ведь еще не писал. А они есть!  Даже не смотря на то, что "в этот край далёкий только самолётом можно долететь".


В отличии от остальной России, где  вся жизненеустроенность сводится к формуле двух бед, на Чукотке на дорогу никто не пиняет. Ну разве что в населённых пунктах. Кривенькая, плохенькая, убогая,  в выбоинах, рытвинах и колдобинах, да хоть "асфальтом зимой залитая", всё это не важно, важен сам факт - её наличие. Потому как каждый чукотский житель знает: лучше плохо ехать, чем хорошо идти!

Ну что ж, покормив духов перед дальней поездкой, тронемся в путь по дорогам Чукотки.


Дороги в современном понимании этого слова появились на Чукотке вместе с техникой во второй половине ХХ века. Первыми "дорожниками" Чукотки были военные и геологи. Первые прокладывали дороги преимущественно в Провиденском и Анадырском районе, вторые по всей Чукотке.


2. "Военные дороги" в Провиденском районе
collage7


Самая легендарная, а по сути первая автомобильная дорога Чукотки была построена в 1946-1950 годах в Иультинском районе, силами заключённых Чукотлага. Это знаменитая Иультинская трасса, протяжённостью 200 км. связывавшая морской порт Эгвекинот и крупнейший в Союзе олово-вольфрамный Иультинский ГОК. Как и её южная транспортная соседка Колымская Иультинская трасса была создана в прямом смысле этого слова на костях.  До сих пор по всей протяжённости трассы стоят казармы  и командировки ВОХРа, времён Чукотлага.

Трасса пересекает хребет Искатень, идёт по болотам Амгуэмской низменности, пересекает саму реку Амгуэму и петляя серпантинами поднимается в Иультинские горы. В Иультинском районе в советское время всё так или иначе было связанно с трассой. Дорожная артерия Иультинского района перекачивала тысячи тонн грузов, заставляя биться промышленное сердце ГОКа. О значении трассы в жизни населения района можно судить даже по такому факту, что все населённые пункты здесь принято называть по цифрам верстовых столбов: "Нулевой" - Эгвекинот, "Пятый" - аэропорт, "Девяносто первый" - Амгуэма.

  В 1995-м случилась беда. Самое слабое звено  Иультинской трассы - мост через Амгуэму, снесло половодьем. Мост этот был не менее знаменит, чем сама трасса. Говорят, что он даже числился как самый длинный в мире деревянный мост. Его длина что то около 500 метров.  У трассы, как и у любой дороги есть душа. В это можно не верить, если вы не водитель этой самой трассы. Но все кто работает на трассе относится к ней с уважением, почтением и даже пиитетом. Потому что Иультинская трасса - живой организм. Ну а как еще объяснить, что трасса умерла именно в том году, когда было принято решение Правительства о ликвидации Иультина? Она  как будто знала, что наступил конец. Последние жители уезжали из посёлка переправляясь через реку на барже. Без Иультина Иультинская трасса существовать не может. И она, как тот дом из которого съехали хозяева,  потихоньку начала разрушаться. В нескольких местах её подмыло подземными водами и разрушило дорожное полотно. Сегодня по трассе на автомобиле можно доехать только до 157 км.

3. Памятник строителям Иультинской трассы. Установлен в 2014 году на нулевом километре.
collage12


4. Двадцать четвертый километр Иультинской трассы, главная достопримечательность и символ района - арка Полярный круг.  За аркой домики ВОХРа Чукотлага
DSC08312


5. Иультинская трасса. Заглавное фото тоже часть Иультинской трассы.
collage3


Значительно позже с развитием золотодобычи на Чукотке в строй была введена более протяжённая автодорога связавшая города Билибино и Певек. Шестьсот с гаком километров. Названия эта трасса не имеет, зато в отличие от Иультинской, имеет перспективу. Несколько лет назад начались дорожные работы по созданию круглогодичной трассы Магадан-Билибино-Анадырь. Строят основательно, но медленно. В прошлом году правительство отчиталось, что построили аж целых 25 км. дорог, и что в следующую пятилетку построят еще 120! Из двух тысяч. Но как бы то ни было сегодня это самая оживлённая автодорога на Чукотке (по крайней мере на отдельных участках).

6. Дорога Певек-Билибино
collage6

Мосты - самая дорогая часть дороги. Капитальных мостов на Чукотке крайне мало, зато потребность в них огромна. Потому что еле сочащийся летом ручеёк, во время таяния снега становится бурной рекой, способной снести не только машину, но и вездеход. Самый большой на сегодняшний день мост построен через реку Паляваам, в Чаунском районе.

7. Мосты
collage5



Зимники. Жителю материка может показаться странным, но настоящее время для транспортных перевозок на Чукотке наступает зимой. С открытием автозимников. Зимники бывают стихийными и обслуживаемыми. Большинство зимних дорог - это стихийные зимники. Их не строят. Их накатывают. Как только установится постоянный снежный покров из пункта "А" в пункт "Б" выезжают "Трэколы", вездеходы и "Уралы". Первый транспорт набивает колею, которой потом будут пользоваться все водители до самого таяния снега. По зимникам ходят караванами. Так надёжней. Лихачи и бестолоковые наказываются за свою торопливость долгими ожиданиями помощи.

Кроме стихийных есть и обслуживаемые автозимники. Их немного, штук 5. Самый важный для жителей окружного центра, разумеется автозимник через лиман, который соединяет город и аэропорт. Принципиальное отличие этого типа зимника, то что за каждым его участком закреплена дорожная служба, которая чистит, боронит и намораживает дорогу по мере необходимости.

К слову о намораживании. Самые "долгоиграющие" автозимники создаются именно таким способом. На дорогу льют воду, создавая ледяную корку. Намороженная дорога бруствером возвышается над тундрой. В результате чего её реже заносит и чистить её нужно значительно реже.

8.
collage


Продолжение следует.


Фото: Т.Ахметова,  К.Лемешева, А.Толкачёва, автора





promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.