pilip_pilipich (pilip_pilipich) wrote,
pilip_pilipich
pilip_pilipich

Железные дороги в Португалии

Оригинал взят у me_frai в Железные дороги в Португалии
IMG_1275.JPG



Железные дороги в Португалии, на тот момент бывшей одной из самых отсталых стран Европы, появились довольно поздно - в 1856 году. Первая линия соединила Лиссабон и его северо-восточный пригород Каррегаду. К концу 1870-х годов железная дорога связала два основных города - Лиссабон и Порту, соединив большую часть регионов страны. К концу 1880-х годов железные дороги покрыли большую часть страны и через Испанию связали её с остальной Европой - начиная с 1887 года начал регулярно курсировать Южный экспресс из Парижа в Лиссабон через Порту. В целом, железнодорожное строительство в Португалии в сравнении с ведущими европейскими странами запаздывало на пару десятилетий и шло примерно одновременно с Россией; почти все существующие железнодорожные линии в небольшой стране были построены ко концу 1900-х годов.
Даже железнодорожная электрификация в Португалии появилась в 1926 году, в один год с СССР. Тогда была электрифицирована 40-километровая пригородная линия, ведущая от лиссабонского вокзала Кайш-ду-Содре на запад, в морской курорт Кашкайш.
Впрочем, впоследствии в национальном железнодорожном транспорте наступила некоторая стагнация. Электрификация магистральных междугородних линий в стране началась лишь после Второй Мировой войны, и только в 1966 г. была полностью электрифицирована главная линия страны между Лиссабоном и Порту; вплоть до 1960-х гг. на железной дороге преобладала паровая тяга.
В последующие десятилетия развитие национальной железнодорожной сети сводилось к постепенной модернизации инфраструктуры и постепенному закрытию узкоколейных линий.
С общим упадком железнодорожного транспорта в Западной Европе к началу 1990-х гг. постепенно были отменены почти все дальние международные поезда из Португалии; единственным международным маршрутом остался поезд Лиссабон - Мадрид. При этом сейчас продолжают действовать три железнодорожных пересечения португало-испанской границы.
Ближе к концу 1990-х гг. началась реализация масштабных инфраструктурных проектов, среди которых были и железнодорожные - такие, как строительство железной дороги по мосту 25 Апреля для связи Лиссабона с его южными заречными пригородами. Поводом для таких масштабных капиталовложений в инфраструктуру стала всемирная выставка Экспо-1998, проходившая в Лиссабоне.
C 1999 г. существуют скоростные поезда Alfa Pendular, курсирующие по основному транспортному коридору параллельно побережью (Фаро - Лиссабон - Энтронкаменту - Коимбра - Порту - Брага).
Сейчас в Португалии почти 2800 км железных дорог, из которых 1351 км (почти половина) электрифицировано.
Как видно, структура и плотность сети примерно соответствует структуре расселения - больше всего линий в пределах крупнейших агломераций (Портуской и Лиссабонской), и в целом вдоль восточного побережья:

Португальские железные дороги.png

Плотность железнодорожной сети - около 30 км на 1000 кв. км., что чуть ниже среднеевропейского показателя и примерно соответствует показателю Московской области (самому высокому в России).

Моё знакомство с португальскими железными дорогами началось с вокзала Порту-Кампанья:

IMG_0644.JPG

Он менее центральный и представительный, чем вокзал Сан-Бенту, но именно он сейчас является главным для всей агломерации Порту - тут проходят междугородние поезда, в том числе скоростные.
Но и он в этот ранний час был пустынен:

IMG_0643.JPG

Мы передвигались по стране исключительно на пригородных поездах (классы Urbano и Regional, ещё есть Interregional, Intercidades и вышеупомянутый Alfa Pendular), потому что с нашим еврорейлпассом это не требовало покупки билетов.
Поезд категории Urbano на маршруте Порту-Кампанья - Авейру, следующий по участку главной в стране двухпутной электрифицированной линии Порту - Лиссабон (Lihna do Norte, или Северная линия):

IMG_0648.JPG

Португалия вообще приятно поражает развитой и многоступенчатой системой местного железнодорожного сообщения - поезда Urbano обслуживают густонаселённую пригородную местность, поезда Regional - менее населённую периферию, при этом они не дороже и останавливаются на каждом полустанке (аналог наших полувымерших дальних электричек). Частота движения пригородных поездов больше, чем во Франции и не сильно меньше, чем в Германии, при этом по цене они ближе к российским (хотя всё равно дороже, конечно).
Большой неожиданностью для нас было то, что португальские поезда за полтора дня нашего пользования ими ни разу не опоздали, в отличие от поездов почти всех остальных посещённых мною западноевропейских стран (Италия, Франция, Великобритания).
Как и многое в Португалии, железные дороги оформлены изящно и со вкусом:

IMG_0647.JPG

Это обычный полустанок в портуской пригородной зоне.
А это уже относительно большая станция Авейру в одноимённом курортном городе:

IMG_0660.JPG

IMG_0653.JPG

IMG_0664.JPG

Тоже типично для Португалии - ретро-изящество сочетается с современным евроудобством:

IMG_0663.JPG


В Авейру мы пересели на поезд Regional, следующий до станции Коимбра по той же основной линии Порту - Лиссабон.
Это уже ближе к электричке в нашем понимании, вагоны уже не такие современные:

IMG_0684.JPG

Заполнение поездов на основной линии среднее или высокое (фотография сделана в выходной день), ближе к крупным городам пассажиры порой стоят.
Прибыли на прекрасный центральный вокзал древней Коимбры:

IMG_0688.JPG

IMG_0706.JPG

IMG_0692.JPG

Из Коимбры на другой региональной электричке мы совершили короткий переезд до Алфарелуша - неприметной, но узловой станции:

IMG_0922.JPG

Эта станция - узловая для Северной и Западной линий (linha do Oeste), сама станция Алфарелуш находится на Северной линии, но от неё отходит связка к Западной линии длиной несколько километров.

IMG_0928.JPG

Здание станции - самое уродливое из виденных мною в Португалии:

IMG_0931.JPG

На очень многих станциях в Португалии остались элементы паровозной инфраструктуры:

IMG_0932.JPG


И на многих станциях, как и везде в Западной Европе, видны следы сокращения железнодорожных грузоперевозок:

IMG_0937.JPG

IMG_0935.JPG

В Алфарелуше мы отклонились от основного маршрута Северной линии (linha do Norte), и направились в сторону Лиссабона более коротким, но более медленным и живописным путём.
Дело в том, что прибрежная lihna do Oeste - однопутная, неэлектрифицированная - короче, чем проходящий восточнее участок Северной линии. По ней ходят только региональные поезда, вернее дизель-поезда, а точнее мотрисы:

IMG_0947.JPG

Народу уже стало поменьше:

IMG_0948.JPG

Мотриса едет на большой скорости, очень раскачивается, дизелем пахнет как в старом икарусе.

IMG_0959.JPG

IMG_0957.JPG

Линия петляет, местность холмистая и слабо заселённая по европейским меркам.
Провинциальные полустанки:

IMG_0955.JPG


Через пару часов прибыли в средней величины город Калдаш-да-Раинья, расположенный уже ближе к Лиссабону, чем к Порту.

IMG_0975.JPG

IMG_0976.JPG

Такая максимально типичная португальская станция.

IMG_0980.JPG

Мотрисы:

IMG_0984.JPG

Типовая, но изящная бетонная водонапорная башня:

IMG_0986.JPG

IMG_0990.JPG


IMG_0998.JPG


А Западная линия повела нас дальше на юг.

IMG_0995.JPG

Но только на один перегон.

IMG_1017.JPG

IMG_1160.JPG

Проехав его, мы прибыли на полустанок у подножия живописной Обидушской крепости.

IMG_1011.JPG

IMG_1174.JPG

IMG_1163.JPG

Вечером мы погрузились на очередную автомотрису

IMG_1178.JPG

и часа через полтора достигли станции Мира-Синтра вблизи города Синтра, уже в Лиссабонской агломерации.

IMG_1181.JPG

Здесь западная линия соединяется с двухпутной электрифицированной линией Лиссабон - Синтра (linha de Sintra) с интенсивным движением пригородных электропоездов класса Urbano. Лиссабонская пригородная зона, как и сам Лиссабон, отличается от остальной страны большей неухоженностью и криминогенностью - в поездах попадается мусор и агрессивные компании негритянской молодёжи, изразцы-азулежу на рядовых станциях почти не встречаются.
В Лиссабоне линия Синтра вливается в железнодорожное полукольцо, проходящее севернее центра, на ней расположено несколько крупных станций, имеющих пересадки на метро (Энтрекампуш, Арейру). Но они не являются конечными для большинства поездов, электрички следуют до великолепного вокзала Ориенте:

P1980905.JPG

Этот вокзал был построен к проходившему в Лиссабоне Экспо-1998, он расположен недалеко от аэропорта на северо-восточной окраине города.

P1980911.JPG

Он расположен на главной национальной lihna do Norte, недалеко от примыкания к ней городского железнодорожного полукольца.

P1980897.JPG

Вокзал Ориенте - узловой для Лиссабона и крупнейший в стране: здесь пересекаются маршруты большинства поездов лиссабонской агломерации (Urbano и Regional) и основные дальние маршруты, привязанные преимущественно к Северной линии.

P1980894.JPG


На следующий день мы были в Лиссабоне и в пригородах, и не могли миновать некоторые железнодорожные объекты португальской столицы.
Вокзал Санта-Аполлония - исторически главная лиссабонская железнодорожная станция, одна из конечных Северной линии:

IMG_1995.JPG

IMG_1984.JPG

IMG_1997.JPG

И сейчас это основная конечная дальних поездов (Intercidades, Interregional и иногда даже Alfa Pendular), отправляющихся из Лиссабона на север (Коимбра, Порту, Брага) и на восток страны (Эвора), а также за границу (в Мадрид)

Вывешено расписание всех междугородних поездов в стране, очень удобно:

IMG_2000.JPG


Вокзальные интерьеры:

IMG_1992.JPG

IMG_1985.JPG

Единственный встреченный мною в Португалии дальний поезд:

IMG_1988.JPG


Кроме вокзалов Ориенте и Санта-Аполлония, в Лиссабоне есть ещё два более-менее полноценных вокзала - Россио и Кайш-ду-Содре. Первый - подземный, он является старой конечной линии Синтра, но туда мы не успели, зато ездили на электричке от второго.

IMG_1235.JPG

Несмотря на то, что здание вокзала новое, это самый старый вокзал в стране: линия Кайш-ду-Содре - Кашкайш была построена первой в Португалии.
Линия соединяет друг с другом не только Лиссабон с приморскими курортами западнее, но и западный район города Белен, где сконцентрированы самые ценные исторические достопримечательности португальской столицы.
Это тоже был выходной день, очереди огромные, нас в очередной раз спасли наши рейлпассы:

IMG_1231.JPG

IMG_1237.JPG

Мы проехали по старейшей португальской железной дороге примерно десять километров до пригорода Оэйруш.
Примерно в этом месте огромный эстуарий реки Дору переходит в Атлантический океан.

IMG_1277.JPG

Приморская железнодорожная линия чем-то напоминает сочинскую, только она полностью двухпутная и электрички ходят каждые двадцать минут.

IMG_1263.JPG


Потом мы вернулись в город, доехав до того самого района Белен, где больше всего средневековых зданий (из-за Лиссабонского землетрясения 1755 года).
Станция Белен:

IMG_1281.JPG


Станция и прибрежная автострада:

IMG_1289.JPG

IMG_1292.JPG


Как-то так, спасибо за внимание.

Tags: ЖД, Португалия
Subscribe

promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…
Comments for this post were disabled by the author