pilip_pilipich (pilip_pilipich) wrote,
pilip_pilipich

Киргизия-2011. Всё когда-то в первый раз.

Оригинал взят у pangurwhite в Киргизия-2011. Всё когда-то в первый раз.
Когда-то, в далёком светлом прошлом – в детстве, по дороге в самый лучший и желанный магазин «Детский мир», я увидела рекламу на единственном тогда в городе туристическом агентстве. Правда, в то время и слов-то таких мы не употребляли: «реклама», «туристическое агентство»… Так вот, реклама эта приглашала в путешествие по Киргизской ССР, да ещё верхом на лошадях… Тогда же и решила: вырасту и обязательно поеду в Киргизскую ССР, путешествовать на лошадях.

Шли годы… Нет больше того туристического агентства (да и дома-то того нет), нет Киргизской СССР, и ещё много чего и кого уже нет (а вот «Детский мир» – есть), но мечта как-то сама-собой осуществилась в 2011 году. Муж детство и юность провёл в Киргизии (он не киргиз, а вполне себе русский), там остались его мама и брат с семьёй. К ним в гости мы и поехали. «Кирпич» от мужа. Я, когда после окончания института поселился в Петрозаводске, на вопрос – «сам-то откуда?» – честно отвечал – из Киргизии…а уже на следующий наивный вопрос – «так ты – киргиз?» - равнодушно говорил – «а конечно..», чем ввёл в заблуждение массу местного карельского населения, которое только сейчас, в связи с наплывом гастарбайтеров, начало потихоньку понимать разницу в физиономиях славянских и азиатских народностей…
Такое дальнее и серьёзное путешествие началось с покупки чемодана. Выбирали долго и основательно: читали советы, объехали все магазины города, просмотрели массу чемоданов и наконец-то выбрали. Чемодан этот продержался в поездке 20 минут, мы даже не дошли с ним до вокзала: при изымании чемодана из багажника такси у него отвалилась ручка за которую его собственно и надо переносить. Ох и проклинали мы тогда всю китайскую промышленность. Да уж…с чемоданом нам не повезло.. а может, просто сильно перегрузили. Уже в Орловке мой умелец – брат починил его, вставив под ручку титановую пластину. Всех встреченных китайцев воспринимали как своих личных врагов. Кстати, сами китайцы активно занимались шопингом в ГУМе. В Москве до отлёта нам надо было провести целый день, мы поехали на Красную площадь, но она оказалась почти вся обнесена забором и гулять можно было только вокруг. Побродили по ГУМу, там и китайцев видели, скупающих дорогую брендовую одежду.

Мы в ГУМе.

Многое было в том путешествии для меня в первый раз: первый раз на самолёте, первый раз в Киргизии, первый раз в настоящих горах, первый раз верхом на лошади, первая ночёвка в юрте…
В Шереметьево мне понравилось – чисто, воздушно… Даже захотелось стать воздухоплавателем. Только я до сих пор не понимаю, как можно летать трезвым… Стюардесса оказалась хорошая: узнав, что я первый раз на самолёте (до этого – только на вертолёте), сочувствовала то мне, то мужу, и разрешила во время полёта сидеть на её месте.
Единственное, чего я боялась в Киргизии – это жары. За день до нашего прилёта в Бишкеке было +40 в тени. Но вместе с нами пришло небольшое похолодание. Приземлялись мы в грозу, самолёт трясло и кидало, в иллюминатор были видны вспышки молний, но командир сказал, что волноваться не о чем. Вот с этой грозой и пришло похолодание – стало +25-+26. Киргизы переоделись в тёплое.
В Киргизию меня пускать не хотели. Таможенник-киргиз сказал, что я не похожа «на эту», ткнув в фотографию в моём паспорте. Я попыталась вспомнить, какая я на фото: сделала протокольное лицо – «не похожа», убрала волосы со лба – «не похожа». «Что именно не похоже?» – спросила я. «Глаза: у этой – родинка» и таможенник сунул мне паспорт обратно. Родинка действительно присутствовала, пришлось срочно от неё избавляться: поплевала, потёрла, поскоблила фотографию – «родинка» исчезла.
В Бишкеке нас встречала мама и друг семьи киргиз Рахман. Впервые за несколько недель шёл дождь. Было 6 утра, а рабочий день был уже в разгаре: работали местные харчевни, растапливались тандыры, во двориках дети занимались уборкой. Завтракали мы дома у Рахмана, с его семьёй. При нас, в настоящем тандыре сделали самсу. Оказалось очень вкусно.

Рахман и самса.

Закладывание самсы в тандыр.

Самса в тандыре.

Готовая самса.

Надо сказать, что вся национальная киргизская еда очень полюбилась моему желудку. А ведь мы сначала боялись последствий от приёма непривычной пищи: даже в местной киргизской аптеке попросили нам дать лекарства от разных расстройств пищеварения. Да так ни разу ими и не воспользовались. Шурпа, самсы, лагман, лепёшки, мёд, кымыз, айран, какие-то холодные супы – это всё очень-очень мне понравилось. А уж овощей и фруктов там… Да не, в Петрозаводской «Ленте» овощей и фруктов тоже навалом, но они совершенно пластмассовые, чёрт их дери…ни вкуса, ни запаха. А южный базар – благоухает…
Семья мужниного брата живёт в посёлке Орловка, в двух часах езды от Бишкека.

Там мы и жили. По приезде сразу обращаешь внимание на то, что всё другое: природа, освещение, запахи, звуки… Очень много всякой животины: коровы, бараны, ослы, лошади, козы, куры, гуси, индюки. Всё это бегает, звучит.

Жители Орловки (людей мы всегда фотографировали с их разрешения).

Пастушка.

"Кирпичи" для сторительства.

В Орловке украли все люки от колодцев – дорога вся в дырах. Уличного освещения нет. С наступлением темноты появляются новые звуки – цикады, сверчки, ухают какие-то птицы. И с рёвом проносятся наши истребители (недалеко, в Канте, наша авиабаза). А вот в аэропорту Бишкека «Манас» – американская база – там стоят серые американские самолёты.
Несмотря на спад жары, перемещаться по Орловке мы смогли только утром и вечером – для меня всё-таки было жарковато. Утром на рынке покупали местные вкусности: свежую клубнику, арбузы с бахчи, айран (кефир такой), местные солоноватые «конфетки» типа «окаменевший сыр» – курут, «Кирпич» от мужа. Ага, солоноватые они потому, что в шарик курут скатывают подмышкой…, напиток тан (типа газированного кефира). В благоустроенных квартирах многоэтажек потолки без углов – с плавным переходом в стенки, что, видимо, связано с тоской кочевых киргизов по юртам.
Как-то утром увидели процессию нарядно одетых бегущих киргизов, в середине процессии – носилки. Я подумала, что какой-то национальный праздник, а оказалось – похороны. Причём в похоронах участвовали только мужчины.
На 3 дня уехали с мужем в горы. Надо сказать, что сама Орловка находится на высоте 1100 метров (Петрозаводск, где мы живём, – на высоте 33 метра). Ещё в Петрозаводске через Интернет договорились с местной турфирмой «Ашуу» о поездке. И день-в-день, час-в-час за нами приехал прямо к крыльцу хозяин фирмы Станбек.
Да, Станбек произвел хорошее впечатление. Приехал за 200 километров, забрал из дома, провез по национальному парку Чон-Кемин – красивейшие места – организовал конную прогулку, кормежка – выше всякой критики, и привёз обратно к крыльцу. При этом взял денег ровно столько, как договорились, списавшись по мылу. Фактически, получился индивидуальный тур для нас двоих.

По дороге в горы.

Разработка дальнейшего маршрута.

Национальные киргизские качели на территории гостевого комплекса "Ашуу".

Окрестности Ашуу (кладбище).

Окрестности Ашуу.

Впечатления и от организации поездки, и от увиденного – только в превосходной степени. Часть дороги – на внедорожнике, часть – верхом на лошадях. Ночёвки – в юрте и в гостевом доме.

По дороге в горы - Чон-Кеминский национальный парк.

Киргизы  исторически – полукочевой народ, и часть из них такими и остаются. С мая по октябрь переезжают из посёлков в горы, на пастбища. Живут в юртах, пасут циклопические стада баранов и коней. Причём кони эти по большей части полудикие, необъезженные. Куда им столько?

А вот женщины у кочевников по-прежнему люди второго сорта: не имеют голоса, ходят сзади, готовят, убирают, рожают детей. Да, детей на стойбищах много – чумазых, в замызганной одежде, без гаджетов и при этом абсолютно счастливых… Они не такие как мы…

На стойбищах нас угощали свежим горным мёдом – ничего вкуснее в жизни не пробовала.

Заметила, что киргизы-мужчины «цикают» – причмокивают. Оказалось, что во рту, под языком, они держат насвай – измельчённый табак, скатанный в мелкие шарики.

В горах было холодно – около 0, шёл снег. Юрты отапливаются нынче печками-буржуйками на угле. Туалеты на стойбищах – ямы, на которые положены дощечки, с трёх сторон это устройство закрыто брезентом, 4-я сторона открыта.

Пристрелка ружья перед охотой на волков. Мальчики - рядом и на равне с мужчинами. Девочки - в юрте, с женщинами по хозяйству.

Дорог собственно никаких нет, есть немного откинутые в сторону валуны и сомнительные броды через клокочущие горные реки. На стойбища заезжают шишигами (ГАЗ -66). Ну а мы были на Нисане-«патруле». После этой поездки я очень уважаю эту машину.

Последнее стойбище, дальше - только горы.

Проезжали новую «туристическую» дорогу – из ущелья через хребет на Иссык-Куль. Туристов там можно провозить разве что в бессознательном состоянии: 50 км., 18 серпантинов. Даже привыкшие к горам и серпантинам киргизы боятся по ней ездить.
На последнем джиповом участке оказалось, что надо переехать без моста и брода довольно широкую и бурную реку. Я даже не могла предположить, что остановившись перед этим потоком, через секунду мы уже въедем в него. Чёртов киргиз повёл машину в самую стремнину. Животный ужас поднимался и клокотал во мне вместе с подъёмом воды снаружи, дошедшей, кстати, до окон. Станбек дико хохотал от возбуждения. Да…Nissan Patrol – зверь. И хозяин безбашенный. Тяжёлую машину явно сносило течением. Выехав из реки и проехав ещё метров 500 увидели следы «шишиг». «Так вот, оказывается, где брод был»…
А дальше мы сели на коней и поскакали. Ещё выше в горы, к ледникам и бирюзовому озеру. Тыгдым-тыгдым… Да прям…тыгдым…спокойным медленным шагом, поскольку, как потом выяснилось, проехать нужно было около 17 километров. Да потом – обратно, т.е. «проскакали» мы около 35 километров. А целью нашей было озеро Джасык-Кель, с водой совершенно нереального цвета. Ну, ледник там..

IMG_7118Ледники.

Бирюзовое озеро в горах. Выстоа около 3000 метров.

Цвет воды нереальный...

IMG_7164Лошади на отдыхе.

После дня, проведённого в седле, конечности повторяли очертания лошадиного тела. На стойбище нас стащили с лошадей. Стоять мы не смогли. Киргизы, на которых мы повисли, предложили отнести нас в юрту — отлежаться. Посмеялись, но потихоньку стали расхаживаться. Неподалёку гордо прогуливался верблюд. Батыр, хозяин стойбища, сказал: «Для красоты». Вернувшись с гор, уже в номере гостиницы, обнаружили у себя с внутренних сторон бедер выпуклые удлинённые синяки. Да, киргизские сёдла без привычки производят с организмом интересные штуки…Хм… да у меня ни к какому седлу привычки нет: говорю же – первый раз верхом!

Ещё был небольшой поход в ущелье, во время которого у меня началась горная болезнь, проявившаяся в остром желании лечь прямо там, где стоишь. Муж призывал вести себя «как белый человек и не показывать туземцам свои слабости». «Улыбайся». Пришлось улыбаться.

Окрестности Ашуу.

Обстановка номеров в гостевом доме: с национальным колоритом и полным "камфортом".

В последний день съездили на Иссык-Куль. Дорога Орловка-Иссык-Куль очень красивая, занимает 2 часа на машине. По совету Станбека поехали в бывший пионерский лагерь «Маяк». Оказалось, что лагерь не совсем бывший: нас встретили бодро марширующие под речёвки отряды детей. Мы очутились в прошлом. Теперь уже милом. Пляж был большой, мы отошли чуть в сторону и остались одни. Чистейшее солёное озеро, теплынь, офигительные пейзажи вокруг – чего ещё желать…

Загорали, много купались, пообедали за смешные деньги в пионерской столовой, и вечерком поехали домой (а таксист, которого мы подрядили в Орловке, весь день спал в машине, дожидаясь нас). По дороге  в одной из многочисленных придорожных лавок купили банку горного мёда и бутылку поддельного кумыса ...

Стена водоль дороги на Иссык-Куль от падающих камней (один валун её таки пробил несколько лет назад и сбил при этом поезд).

В Киргизии надо обязательно побывать. Моя детская мечта стала сбывшейся сказкой.

А дома, в Петрозаводске +14 и дождь. Какой кайф!

PS. Всюду жизнь, кроме Казахстана. Так кажется с высоты 9000 метров. А в Казахстане – степь, пустыня и одна дорога через всю страну. Кстати, казахи вскопали и обнесли колючей проволокой границу с Киргизией (конечно, со свой стороны). Выглядит смешно.

PPS. Несмотря на разницу в культурах, в Киргизии чувствуешь себя очень комфортно. Вот у кого надо учиться «гейропейцам». Здесь не зажимают русскоязычное население: можно учиться, оформлять документы, общаться на русском языке. И никакой угрозы для Киргизии это не представляет. Уважают ветеранов. Киргиз на машине никогда не проедет мимо русской старухи, идущей из магазина с покупками – обязательно подвезёт. Киргизы – мусульмане. Но почему тогда в посёлках, рядом с мечетями строятся православные храмы!? И опять же никакой угрозы своей вере они не видят. В каждом посёлке стоит Ильич. Они и не думают его сносить – просто привыкли, видимо. Хотя советская власть там саблей-то помахала чтобы установиться. Они не засоряют мозги своих детей тем, что надо определяться кто ты – мужчина или женщина. И из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Они сохранили свои традиции, они сохранили себя…

Tags: Киргизия

promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…
Comments for this post were disabled by the author