Продолжаем поездку по Абхазии. Я был наслышан про этот город. Туристы называют его город- призрак, местные лишь смеются и утверждают, что город вполне нормальный но "делать там нечего и ездить туда не надо". Как вы уже поняли, мы с моим другом Костей, решили посмотреть на город своими глазами и отправились в путь. Ехать предстояло в сторону Грузии еще больше отдаляясь от туристических мест. Старт начался с автовокзала города Сухум. Поездка занимает примерно два с половиной часа. Кстати, в автобусах считается нормой, если нетерпеливый абхаз решит закурить. Люди спокойно достают сигареты, открывают форточки и дымят в свое удовольствие. Автобус довез нас до центральной площади города. Когда мы выходили, водитель смотрел на нас как на дебилов, ведь здесь нет моря и значит туристам здесь вообще делать нечего..

02. Пройдя немного по улице, я начал снимать. Сначало было непонятное ощущение, что на тебя все смотрят, прохожие, люди из авто, школота. А потом оказалось, что это действительно так. Прохожие сворачивали головы когда мы проходили мимо, школота что-то кричала, машины притормаживали. В общем обстановка была неуютная, я перестал размахивать своим фотиком направо и налево но снимал все равно.

03. Теперь немного инфы по городу. "Ткуарчал был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году. В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской автономной республики, которая была частью Грузинской ССР. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек. Ткуарчал - уникальное место - это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992-1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта. Во время войны 1992-1993 годов город пережил тяжелейшую блокаду, продолжавшуюся 413 дней. Жертвами блокады и бомбёжек грузинских войск стали несколько сотен мирных граждан." На фотографии заброшенное кафе "Лашкиндар"

04. Я хочу сказать, что город совсем не заброшен, это просто фотографии такие). В нем есть пару предприятий, конечно 90 процентов занятости людей это уголь, и крайне маленькая зарплата. Но город восстанавливается. Так как автобус привез нас в верхнюю часть города, мы спускаемся в нижнюю, издалека виднеется заброшенная ГРЭС и к ней мы держим путь. А я снимаю, что вижу вокруг. Река Аалдзга.

05.

06. Главный автомобильный мост, разделяющий верхнюю и нижнюю части города, здесь не видно ступенек, закрыты деревьями.

07.

08. Начинают выглядывать остатки фабрики. И что это?! Рабочий тепловоз! Но как? Ведь рельсы закончились еще в Сухуме, видимо здесь остался небольшой участок или восстановили его, для более удобной разгрузки-погрузки угля.

09. Здесь рельсам точно уже конец. Тем временем мы отвлеклись от ГРЭС и пошли по дорогевымощенной желтым кирпичом к жилым домам.

10. Вот кстати, дом на заднем плане абсолютно нормальный и не заброшенный. На переднем у нас какие то "колокольчики".Уже не помню какие у них были задачи) Защишать детей от солнца?

11. Красивый был фонтан, сейчас смотрится жутко даже при солнечном свете.

12.

13. Как я уже говорил, в блоге представлена только заброшенная сторона города.

14. А вот те самые дома. Вспоминаются подобные жилища в Хакасии.

15. Разрушенный (временем?) гараж.

16. И в нем, что удивительно, еще стоит автомобиль. Вот здесь практически слезы наворачиваются на глаза.

17.

18. Мы подходим к ГРЭС, замечаем охрану и поначалу решаем обойти это сооружение вдоль забора.

19. До 1993 года две части города соединялись канатной дорогой.

20. Остается только гадать, что имел ввиду автор и как планировал закончить свое послание. Где мое сокровище там и могила? Где мое сокровище там и мог бы быть я?)

21. Еще одна кабинка, в интернете встречается в основном фотография одной, а у меня целых две. Это выделяет меня среди остальных).

22. Радостно видеть тепловоз с людьми да еще и в движении.

23. Мы дошли до вокзала. Из-за гор лениво наплывали громадные тучи, угрожая дождем.

24.

25. Война..

26. На огражденном участке обнаружились свинки)

27. А мы дошли до станции, которая занималась доставкой людей в центральную часть города.

28. Эти кирпичи держат натянутые троссы.

29. Завис под этим кругом, вокруг вонь, разруха а в нем солнце, облака и небо.

30.

31. Еще одна уникальная фотография, две кабинки в одном кадре! Оказывается раньше в городе было несколько канатных дорог, но до наших дней дошла только одна. Сохранились две станции (верхняя и нижняя), промежуточная вышка и ржавые соединяющие тросы.

32. Спустившись со станции я был остановлен возгласами - " Эй, фотограф! Братишка! Иди сюда, сними нас!" Найдите среди них четыре коренных абхаза и одного гопника) Мужики просили передать, что страна поднимается, что все нормально, россиян они любят (а некоторые боготворят Путина лично) ждут туристов. В общем, приезжайте)

33. Мы заходим с обратной стороны на территорию ГРЭС. Стены в зеленом ковре, здесь растет все подряд на всем подряд). Но так как дальше были джунгли а я напоминаю боюсь змей, мы вернулись на дорогу.

35. ГРЭС это огромная заброшенная территория, много сгнившего железа, ходить опасно. Мы находимся в основном корпусе. Все в аварийном состоянии.

36. Легенду образования этой дырки нам поведал охранник. Это попадание ракеты от грузинской СУ-шки. То есть вы понимаете да, что здесь не просто так все разрушено. "Бывший шахтерский поселок во время войны за независимость превратился в центр национального абхазского сопротивления. Маленький городок в горном ущелье устоял перед всеми опасностями, выдержал все вражеские атаки, и на его улицы никогда не ступала нога грузинского солдата. В войну 1992-93 года Ткварчели был одним из центров сопротивления, находился в осаде, подвергался постоянным обстрелам, но так и не был взят грузинскими войсками. А 27 сентября 2008 года президент Абхазии Сергей Багапш подписал Указ о присвоении Ткуарчалу почетного звания "Город-герой". В эвакуации жителей блокадного Ткварчели участвовали российские летчики. Один из вертолетов, вывозивших беженцев - женщин и детей, был сбит над селом Лата." Дальше внутрь снимать я не полез. Охранник предупредил про змей и мои подозрения подтвердились.

37. Я не разбираюсь в видах подстанций и т д, но мне подсказали что это ОРУ (открытое распределительное устройство), его охранники и стерегут. Город питает именно эта подстанция, других кажется и нет.

38. Корова как бы говорит нам "Где заброс там и я!"

39. Еще пару кадров внутри.

40. Грузовой кран держит этот трансформатор фиг знает сколько лет.

41. А это уже верхняя станция канатки. И у нас скоро последний автобус до Сухума.

42. На прощание посмотрим на ГРЭС.

43. Да есть люди в этом городе, честно-честно) Жаль показал мало мест, без машины не получается за день все посмотреть. Спасибо за внимание!

Посты по теме:
Столица Абхазии - Сухум
02. Пройдя немного по улице, я начал снимать. Сначало было непонятное ощущение, что на тебя все смотрят, прохожие, люди из авто, школота. А потом оказалось, что это действительно так. Прохожие сворачивали головы когда мы проходили мимо, школота что-то кричала, машины притормаживали. В общем обстановка была неуютная, я перестал размахивать своим фотиком направо и налево но снимал все равно.
03. Теперь немного инфы по городу. "Ткуарчал был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году. В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской автономной республики, которая была частью Грузинской ССР. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек. Ткуарчал - уникальное место - это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992-1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта. Во время войны 1992-1993 годов город пережил тяжелейшую блокаду, продолжавшуюся 413 дней. Жертвами блокады и бомбёжек грузинских войск стали несколько сотен мирных граждан." На фотографии заброшенное кафе "Лашкиндар"
04. Я хочу сказать, что город совсем не заброшен, это просто фотографии такие). В нем есть пару предприятий, конечно 90 процентов занятости людей это уголь, и крайне маленькая зарплата. Но город восстанавливается. Так как автобус привез нас в верхнюю часть города, мы спускаемся в нижнюю, издалека виднеется заброшенная ГРЭС и к ней мы держим путь. А я снимаю, что вижу вокруг. Река Аалдзга.
05.
06. Главный автомобильный мост, разделяющий верхнюю и нижнюю части города, здесь не видно ступенек, закрыты деревьями.
07.
08. Начинают выглядывать остатки фабрики. И что это?! Рабочий тепловоз! Но как? Ведь рельсы закончились еще в Сухуме, видимо здесь остался небольшой участок или восстановили его, для более удобной разгрузки-погрузки угля.
09. Здесь рельсам точно уже конец. Тем временем мы отвлеклись от ГРЭС и пошли по дороге
10. Вот кстати, дом на заднем плане абсолютно нормальный и не заброшенный. На переднем у нас какие то "колокольчики".Уже не помню какие у них были задачи) Защишать детей от солнца?
11. Красивый был фонтан, сейчас смотрится жутко даже при солнечном свете.
12.
13. Как я уже говорил, в блоге представлена только заброшенная сторона города.
14. А вот те самые дома. Вспоминаются подобные жилища в Хакасии.
15. Разрушенный (временем?) гараж.
16. И в нем, что удивительно, еще стоит автомобиль. Вот здесь практически слезы наворачиваются на глаза.
17.
18. Мы подходим к ГРЭС, замечаем охрану и поначалу решаем обойти это сооружение вдоль забора.
19. До 1993 года две части города соединялись канатной дорогой.
20. Остается только гадать, что имел ввиду автор и как планировал закончить свое послание. Где мое сокровище там и могила? Где мое сокровище там и мог бы быть я?)
21. Еще одна кабинка, в интернете встречается в основном фотография одной, а у меня целых две. Это выделяет меня среди остальных).
22. Радостно видеть тепловоз с людьми да еще и в движении.
23. Мы дошли до вокзала. Из-за гор лениво наплывали громадные тучи, угрожая дождем.
24.
25. Война..
26. На огражденном участке обнаружились свинки)
27. А мы дошли до станции, которая занималась доставкой людей в центральную часть города.
28. Эти кирпичи держат натянутые троссы.
29. Завис под этим кругом, вокруг вонь, разруха а в нем солнце, облака и небо.
30.
31. Еще одна уникальная фотография, две кабинки в одном кадре! Оказывается раньше в городе было несколько канатных дорог, но до наших дней дошла только одна. Сохранились две станции (верхняя и нижняя), промежуточная вышка и ржавые соединяющие тросы.
32. Спустившись со станции я был остановлен возгласами - " Эй, фотограф! Братишка! Иди сюда, сними нас!" Найдите среди них четыре коренных абхаза и одного гопника) Мужики просили передать, что страна поднимается, что все нормально, россиян они любят (а некоторые боготворят Путина лично) ждут туристов. В общем, приезжайте)
33. Мы заходим с обратной стороны на территорию ГРЭС. Стены в зеленом ковре, здесь растет все подряд на всем подряд). Но так как дальше были джунгли а я напоминаю боюсь змей, мы вернулись на дорогу.
34. Залезли на какую-то железяку, посмотреть на горы. И пошли разговаривать с охранниками. Они пустили нас на территорию.
Здесь еще одна информационная вкладка. Прислали в личку, не знаю чей текст.
"Ткуарчал в годы после ВОВ был развивающимся промышленным городом. В советский период шахтёрский город был уникален - как в масштабах Абхазской АССР, так, пожалуй, и на всем Черноморском побережье Кавказа. Его официальный статус индустриального центра Абхазии лишь в малой степени отражает ту необыкновенную атмосферу, которая царила в этом городе и которая до сих пор объединяет почти всех его бывших жителей, где бы они ни находились. Ткварчельские угольные месторождения, ставшие основой процветания города в 50-70-х гг. ХХ века, эксплуатировались очень интенсивно. Истощение угольных запасов, давшее о себе знать еще до распада Советского Союза, стало причиной того, что задолго до начала грузино-абхазской войны население Ткварчели, насчитывавшее одно время до 40 тысяч человек, сократилось до 20 - 25 тысяч. Но к этому времени на месте бывшего абхазского села у слияния рек Галидзга и Геджирка, в ущелье, огражденном лесистыми хребтами, сложился совершенно своеобразный мир. Город, разбросанный островками на нескольких террасах; многоэтажные дома на склонах гор; жилые кварталы, соседствующие с обрывами и водопадами; природа, сочетающая в себе лучшие пейзажи Абжуйской Абхазии. И вместе с тем - сложный комплекс предприятий: шахты с горно-обогатительной фабрикой; гидроэлектростанция, способная снабжать энергией весь регион; множество заводов, выдававших самую различную продукцию - от асфальта и доломитовой крошкидо средств электронной связи. Ткварчели был в полном смысле слова трудовым городом, воплощением мечты коммунистических пропагандистов, обеспечивавшим заводы и фабрики квалифицированными рабочими и инженерами. И в то же время город был необычайно культурным даже по меркам Кавказа: школы с нестандартно высоким уровнем преподавания; интеллигенция, ничем не уступающая сухумской или тбилисской; Дворец культуры, впечатляющий своей монументальностью и изысканностью архитектуры. В 80-х началось свёртывание добычи угля, и Ткварчельская ГРЭС, которая изначально и многие годы потребляла весомую долю добытого рядом угля, была переведена на работу от специально подведенного газопровода. Уголь везли в основном в сторону Кутаиси. В 1992 году началась грузино-абхазская война, в результате которой погибло огромное число жителей, города, а после войны многие жители покинули город. К концу 2000-ых годов численность населения города составляла порядка 5000 человек.

35. ГРЭС это огромная заброшенная территория, много сгнившего железа, ходить опасно. Мы находимся в основном корпусе. Все в аварийном состоянии.
36. Легенду образования этой дырки нам поведал охранник. Это попадание ракеты от грузинской СУ-шки. То есть вы понимаете да, что здесь не просто так все разрушено. "Бывший шахтерский поселок во время войны за независимость превратился в центр национального абхазского сопротивления. Маленький городок в горном ущелье устоял перед всеми опасностями, выдержал все вражеские атаки, и на его улицы никогда не ступала нога грузинского солдата. В войну 1992-93 года Ткварчели был одним из центров сопротивления, находился в осаде, подвергался постоянным обстрелам, но так и не был взят грузинскими войсками. А 27 сентября 2008 года президент Абхазии Сергей Багапш подписал Указ о присвоении Ткуарчалу почетного звания "Город-герой". В эвакуации жителей блокадного Ткварчели участвовали российские летчики. Один из вертолетов, вывозивших беженцев - женщин и детей, был сбит над селом Лата." Дальше внутрь снимать я не полез. Охранник предупредил про змей и мои подозрения подтвердились.
37. Я не разбираюсь в видах подстанций и т д, но мне подсказали что это ОРУ (открытое распределительное устройство), его охранники и стерегут. Город питает именно эта подстанция, других кажется и нет.
38. Корова как бы говорит нам "Где заброс там и я!"
39. Еще пару кадров внутри.
40. Грузовой кран держит этот трансформатор фиг знает сколько лет.
41. А это уже верхняя станция канатки. И у нас скоро последний автобус до Сухума.
42. На прощание посмотрим на ГРЭС.
43. Да есть люди в этом городе, честно-честно) Жаль показал мало мест, без машины не получается за день все посмотреть. Спасибо за внимание!
Посты по теме:
Столица Абхазии - Сухум
Journal information