pilip_pilipich (pilip_pilipich) wrote,
pilip_pilipich

Кольский: Хибины, день 2 (август 2014)

Оригинал взят у serguntius в Кольский: Хибины, день 2 (август 2014)

К моей большой радости, ранних подъёмов Макс и Женька в этом походе устраивать не стали. Второй ходовой день, 10 августа, начался у нас часов в девять утра с завтрака, уже к этому времени приготовленного. Кроме того, мы с Лизой слопали вчерашние грибы, а Макс насобирал голубики, так что, как видите, день у нас начался очень даже неплохо :) Собравшись, мы выдвинулись вверх по левому берегу ручья Аку в сторону ущелья Аку-Аку. Погода, честно говоря, не слишком радовала: дождя не было, но это было явно временно, так как со стороны Имандры постоянно тянулись низкие тучи. В тот момент, когда мы поднялись до зоны тундры и подошли под вход в ущелье Аку-Аку, эти тучи начали цепляться за окрестные вершины и заползать на перевалы...

Примерно половину Аку-Аку мы прошли без особых приключений. По ущелью идёт уверенная тропа, которая в его середине приходит к озеру, заполняющему дно ущелья от одного берега до другого. Обход озера - по узенькой и очень стрёмной полочке на приличной высоте от воды. Без рюкзаков полочка не представляет никакой сложности, но вот с большим рюкзаком там идти реально страшно. Мне, например, помог пройти Макс: я практически прополз её на коленях, судорожно цепляясь за выступы и надёжную максовскую руку :) На дальнем берегу озера мы сделали привал. Тропа уходила дальше вниз по Аку-Аку, и заметно теряла высоту, так что нас всех начала душить Горная Жаба (это такой страшный зверь, который приходит к горному туристу в тот момент, когда он начинает бессмысленно и беспощадно терять с таким трудом набранную высоту, и принимается его душить). От озера было решено начать подниматься под перевал Щель Хибинпахкчорра, и пройти его в связке с перевалом Юмъекорр.

Если бы мы не проглядели тропу, уходящую вверх по левому берегу ручья-притока Юмъекорруая, то подход под Хибинпахкчорр от озера был бы не слишком сложен. Но мы её проглядели, и полезли наверх по правому берегу ручья, по сыпухе и без единого намёка на тропу. В итоге получилось примерно 250 метров набора высоты на 800 метров пройденного расстояния... Наверху, уже в облаке, пришлось делать привал с перекусом и дожидаться момента, когда перевал хоть немного приоткроется. Сам перевал оказался несложным: видимо, его 1А - это если подниматься от самой Гольцовки и спускаться вниз к Юмъекорруаю. Спускаться с перевала к ручью мы не стали, и перед самым началом спуска нащупали тропинку, уходящую траверсом к Юмъекорру, и почти не теряющую при этом высоту. Примерно через полчаса, местами по сыпухе, местами по очень мокрым скалам (само собой, я навернулся, ушиб и расцарапал локоть, и порвал на жопе штаны), мы доползли до входа в Ущелье Мёртвых. Ущелье (оно же - перевал Юмъекорр) мы прошли в облаке. Подозреваю, что в солнечную погоду оно производит не такое сильное впечатление... а вот когда идёшь через перевал в сидящем на нём облаке, и любуешься возникающими из ниоткуда высоченными скалами, возникают совершенно толкиеновские ассоциации...

Спуск с Юмъекорра к ручью Меридиональному был прост и незатейлив. Ближе к ручью нам вновь начали попадаться грибы, и в итоге к вечеру мы насобирали их целый пакет. Особенно много их оказалось в берёзовом криволесье в междуречье Меридионального и Гольцовки, через которое мы немного "срезали уголок", уйдя при этом с набитой тропы, ведущей к месту впадения его в Гольцовку :) На ночёвку встали на берегу Гольцовки всё в том же берёзовом криволесье, не дойдя всего пятьдесят метров до нормальной стоянки. После ужина, за которым в довесок к пюрешке была съедена примерно половина найденных за сегодня грибов, мы расползлись по палаткам: спать хотелось совершенно нечеловечески, а к блужданиям вдоль Гольцовки и созерцанию окрестностей погода совершенно не располагала :( В воздухе висела мелкая, но очень назойливая морось, было градусов восемь, а низкие облака регулярно скрывали от нас одну из наших завтрашних целей - гору Часначорр... Всем было было понятно, что лезть на Часначорр в облаке, идти через плато по компасу, и искать потом спуск, имея в команде Верку и меня с расфигаченным локтем, - это не самая интересная затея. Радовало одно: обходной манёвр через Южный Чорргор никто не отменял :)

Утро на Гольцовке. Второй день начался, скоро выходим!

Подъём к ущелью Аку-Аку.

Лиза позирует на фоне долины Гольцовки.

Отдыхаем на ходу...

Вход в Аку-Аку.

Через ущелье тащит облако...

Ущелье Аку-Аку.

Исполин ущелья Аку-Аку - скала, похожая на истукана с острова Пасхи.

С другой стороны.

Поближе.

Озеро в ущелье Аку-Аку.

Обход по полочке на высоте, да ещё и с рюкзаками - развлекуха не для слабонервных. Навернуться со скалы - легче лёгкого...

Вид на ущелье от воды.

Лиза насобирала грибов на подходе к Аку-Аку.

Водопадик на ручье-притоке ручья Юмъекорруай, недалеко от озера.

Ручей-приток.

Истоки ручья-притока Юмъекорруая. Тропа - на противоположном берегу, как видите, а мы корячимся по сыпухе.

Вылезли на плато, наблюдаем верхнее течение ручья Аку.

Подход под пер. Щель Хибинпахкчорра. На самом перевале сидит облако.

Перевал Щель Хибинпахкчорра (1А, 736 м.).

Хибинпахкчорр прошли в облаке. Сам перевал был не очень сложный, сложнее оказался наш к нему подход.

Долина ручья Юмьекорруай, мы идём траверсом под вершинами Гольцовка и Хибинпахкчорр, чтобы выйти к Ущелью Мёртвых. Где-то в этих краях я упал и разодрал и ушиб локоть :(

Народ на склоне.

Подход под Юмъекорр.

Перевал Юмъекорр (н/к, 671 м.), оно же Ущелье Мёртвых.

Взгляд назад.

Согласно легенде, в XVI в. на этом перевале погиб отряд шведских завоевателей, шедших со стороны оз.Имандра: какую-то часть из них порубили в ущелье саамы, а остальные погибли в ущелье под лавиной. Отсюда и весёлое название.

Ура, ущелье пройдено.

Долина ручья Меридионального. Мы спускаемся, ...

... нам до зелёнки и немного направо, за вот этот вот невысокий хребтик, разделяющий долины Меридионального и Гольцовки.

Взгляд назад, в сторону истоков Меридионального и перевала Импульс (который вообще не видно из-за низкой облачности).

Ещё один взгляд назад. Мы переходим Меридиональный и уходим вверх на хребтик по берёзовому криволесью, чтобы побыстрее перевалиться на Гольцовку.

Та же самая Гольцовка, что и утром, но теперь это её среднее течение, а не низовья. По плану, завтра нам карабкаться на второй слева пупырь (который весь в жёлтых лишайниках). Но планы планами, а погода погодой: собственно, саму гору-то как раз и не видно...

Ужин: грибы, которые ещё только предстоит сварить...

... и пюре с пиммеканом :)

Tags: Кольский

promo pilip_pilipich october 8, 2013 15:11
Оригинал взят у pilip_pilipich в Ознакомительный пост. Уважаемые пользователи Живого Журнала! Рад Вас приветствовать в сообществе Взаимного размещения (перепоста) постов в журналах друг друга. Это специально создано для того, чтобы Вы могли обмениваться статьями с другими…
Comments for this post were disabled by the author